"Историческая тема в драматургии А.С.Пушкина"
Страница: 1 [ 2 ]
здумном эгоизме, в готовности обнять весь мир только потому, что сам он чувствует себя до краев переполненным счастьем, Дон Гуан совершает тягчайшее нравственное преступление: зовет статую убитого им Командора прийти к дому своей вдовы и стать у двери на часах, пока он, его убийца, будет наслаждаться ее ласками. Так вскрывается Пушкиным глубочайшая аморальность эгоистического донжуанства.
Пафос четвертой \"маленькой трагедии\" — \"Пира во время чумы\" — торжество человеческого духа над смертью. В песне Мери с исключительной силой выражена чистота и самоотверженность большого женского чувства. Гимн председателя пира — Вальсингама исполнен упоения борьбой, непреклонного мужества, смело бросающего вызов всему, что грозит человеку гибелью. Но перед лицом смертельной угрозы Вальсингам, как и Дон Гуан, становится на путь эгоистических, чувственных услад, особенно обостряемых близостью смерти. И в этой \"маленькой трагедии\" нет никакого морализирования. Вальсингам отклоняет традиционную (религиозную) стезю: не идет за священником. Но \"глубокая задумчивость\" председателя, которой завершается \"Пир\", особенно знаменательна.
Раскрывая характеры с исключительной широтой, разнообразием и углубленностью, которые так восхищали его в Шекспире, поэт еще больше конденсирует \"узкую форму\" трагедии классицизма. В этих тесных рамках он с захватывающим драматизмом и исключительной глубиной развертывает трагедию души, одержимой страстью, которая поднята на высоту идеи, и идеей, которая приобрела всю силу страсти. В дальнейшем становлении и развитии русского реализма \"маленьким трагедиям\" принадлежит выдающаяся роль. В них заключено основополагающее начало того проникновенного и бесстрашного анализа диалектики человеческой души, который составит одну из сильнейших сторон последующего русского реализма. Этот опыт затем освоили и развили в своих романах Толстой и особенно Достоевский.
Пушкину, пожалуй, как никому другому из русских писателей, была свойственна способность с исключительным художественным проникновением \"описывать совершенно сторонний мир\", говоря словами Белинского, \"быть как у себя дома во многих и самых противоположных сферах жизни\", рисовать природу и нравы даже никогда не виданных им стран. Каждая из \"маленьких трагедий\" отличается своей отчетливо выраженной национальной окраской. В то же время их объединяет \"истинная национальность\" Пушкина, который, изображая \"сторонний мир\", \"глядит на него глазами своей национальной стихии\".
Страница: 1 [ 2 ]