"ИСТОРИЯ ОТЕЧЕСТВА В ТВОРЧЕСТВЕ А.С. ПУШКИНА (по одному или нескольким произведениям)"
Страница: 1 [ 2 ]
я его “властелином судьбы”,
поднявшим “Россию на дыбы” и прорубившим
“окно в Европу”.
Трагедия “Борис
Годунов” — в определенном смысле
новаторское произведение, в котором народ
показан движущей силой истории. В этом
произведении автор, предвосхищая
Достоевского, развенчивает теорию, что
якобы цель оправдывает средства. Оба — и
царь Борис, и Раскольников — совершают
преступления, оправдывая себя “благими
намерениями”, забывая, что именно ими
вымощена дорога в ад.
“Капитанская
дочка” — наиболее значительное
историческое произведение АС. Пушкина по
объему исследовательской работы, которую
проделал писатель. “Капитанскую дочку”
автор написал, работая над “Историей
Пугачевского бунта”, — документальным
произведением с массой свидетельств,
характеризующих ожесточение
противоборствующих сторон. Но “Капитанская
дочка” — это романтическое произведение.
На разницу этих двух произведений
указывала Марина Цветаева в эссе “Мой
Пушкин”, по-своему оригинально проведя
границу между понятием реализма и
романтизма.
Пушкин-исследователь
знает кровавую цену восстания со всеми
ужасающими подробностями. Пушкин-поэт
помнит о ней, устами Швабрина пугая Машу
участью Лизаветы Харловой. Помним о ней и мы,
думая о возможности Гринева отправиться,
как и его прототип, сержант Карлицкий, с
камнем на шее “вниз по Яику”. Эту
поэтизацию, этот романтический ореол
вокруг Пугачева, созданный А.С. Пушкиным,
Марина Цветаева назвала словом “чара”.
Оценивая
значение исторических произведений А.С.
Пушкина для последующего развития русской
литературы, надо сказать, что они положили
начало традициям русской исторической
прозы. Без этих произведений не появились
бы ни “Война и мир” Л.Н. Толстого, ни “Петр I”
Страница: 1 [ 2 ]