"Драматургия А.С.Пушкина"
Страница: 1 [ 2 ] 3
кой трагедии.
По-шекспировски \"вольно и широко\", мастерски пользуясь средствами речевой характеристики, лепит Пушкин человеческие характеры — в этом с особенной силой сказывается его новый художественно-реалистический метод. Борис Годунов — отнюдь не традиционное амплуа классического \"злодея\": он не только \"цареубийца\", через кровь Димитрия пришедший к власти, но и умный правитель, и любящий отец, и усталый, ощущающий себя глубоко несчастным человек. С таким же разнообразием, многосторонностью разработан образ его противника — Самозванца, резко противостоящий штампованному \"злодею\" из трагедии \"Димитрий Самозванец\" А.Сумарокова. Пушкин рисует характеры Бориса и Самозванца, как и вообще всех персонажей трагедии, в тесной и непосредственной связи с духом и особенностями исторической эпохи. Историчность характеров, сочетающаяся с психологической правдой, составляет одно из основных и существенных свойств реализма Пушкина в \"Борисе Годунове\".
В изложении исторических событий поэт в основном следовал за \"Историей Государства Российского\" Карамзина. Из нее взял он почти весь фактический материал, у него же заимствовал недоказанную версию об убийстве царевича Димитрия по приказу Бориса. Однако, следуя Карамзину \"в светлом развитии происшествий\", Пушкин решительно отверг проникнутую консерватизмом и монархическим духом общую схему его \"Истории...\".
В пушкинской трагедии угрызения совести царя-преступника — не главное; в ней показан \"мирской суд\" над Борисом — суд истории, причем убийство Димитрия играет, в сущности, второстепенную роль, а появление Самозванца — всего лишь последний толчок, давший возможность вырваться наружу враждебным царю Борису социально-историческим силам. Не поединок между Борисом и Самозванцем, а именно борьба социальных сил составляет истинный предмет основного конфликта пушкинской трагедии.
Существенной частью его является борьба родовитого боярства с Борисом, в которой принимают активное участие и предки самого поэта — \"род Пушкиных мятежный\". Но этим социальное содержание трагедии отнюдь не исчерпывается. Борис Годунов, сокрушавший старинное боярство, был вместе с тем и царем-крепостником. Именно этим объясняется глубокое недоверие и нелюбовь народа к Борису, на что и рассчитывают в борьбе с ним мятежные бояре. И вот в трагедию Пушкина включается главная социальная сила, имеющая решающее значение, — \"мнение народное\".
Мысл.ь эта составляет один из важнейших философско-исторических тезисов Пушкина, связанных — пусть подспудно — с его раздумьями о судьбе переворота, подготовлявшегося декабристами в отрыве от широких народных масс. С особенной выразительностью сказывается это в финале трагедии, завершающейся знаменитой фразой: \"Народ безмолвствует\". В этом \"безмолвии\" заключена вся дальнейшая судьба Самозванца. Пока народ был на его стороне, он, беглый монах, \"сорвал порфиру\" с могучего московского царя; поскольку народ от него отвернулся, его ждут быстрое свержение и бесславная гибель.
Страница: 1 [ 2 ] 3