Пушкин "Борис Годунов" - сочинение "Переломные моменты прошлого России в трагедии А.С. Пушкина "Борис Годунов""
Страница: [ 1 ] 2Содержание трагедии — это, по словам Проспера Мериме, судьба человеческая, судьба народная. А. С. Пушкин мечтал о драматургии самых высоких, освободительных идей, острых конфликтов, больших страстей, крупных национальных характеров и яркой занимательности, основанной на жизненной правде. Свои раздумья, принявшие форму четких реалистических принципов, он впервые воплотил в трагедии «Борис Годунов».
В этой пьесе поэт с огромной силой творческого вдохновения воссоздал картину исторического прошлого России. Работая над «Борисом Годуновым», Пушкин хотел «преобразовать русский театр»: взамен придворной трагедии классицизма дать образец народной драмы шекспировской силы и глубины, показывающей широкую и правдивую панораму одной из самых драматических эпох русской истории. Замысел этот был осуществлен.
Острая драматическая борьба Дмитрия Самозванца с царем Борисом, полная тайн, потрясшая целое государство, давно привлекала Пушкина. Он задумал трагедию как попытку новаторского преобразования отечественной драматургии на ее путях от классицизма к реализму, поставил своей целью воскрешение минувшего времени «во всей его истине».
Прогрессивная и новаторская направленность драмы — в утверждении народа определяющей силой истории. Цари властвуют, пользуясь обманом, темнотой, политической несознательностью народа. События истории определяются отношением к ним народа, его мнением — таков основной идейный пафос этой социально-политической трагедии.
Мощь народа не могли не чувствовать, не понимать правители, самодержцы, их пособники и слуги. Борис располагает полной царской властью, но боится народа. В борьбе с боярством он опирается на «новую знать», обещает Басманову уничтожить «разрядные книги», покончить с местничеством боярства. Борис говорит: «День этот недалек, лишь дай сперва смятение народа мне усмирить». Бояре Шуйский и Воротынский видят осуществление своих далеко идущих честолюбивых замыслов в основном в опоре на народ. Шуйский предлагает Воротынскому: «Давай народ искусно волновать, пускай они оставят Годунова», а Воротынский, сомневаясь в успехе, отвечает ему: «Народ отвык в нас видеть древнюю отрасль». Гаврила Пушкин, перешедший на сторону Лжедмитрия, убеждает Басманова оставить Бориса и видит самый действенный довод в том, что его группа сильна «Не войском, нет, не польскою помогой, а мнением — да, мнением народным». Пушкин говорит здесь о коренной противоположности, даже враждебности интересов царя и народа. После шести лет правления Борис приходит к твердому убеждению, что «живая власть для черни ненавистна». Враждебны народу и бояре, все они ненавидят народ, но одни уверены в возможности сдержать его свободолюбивые порывы (Басманов), а другие — выражают опасения. Изображая борьбу Бориса Годунова и Самозванца за власть, Пушкин полностью разоблачает их. На самом деле это тираны, злодеи, презирающие народ и добивающиеся царской власти преступлениями. Таким образом, автор лишает царскую власть ореола святости и показывает интриги, нечестную игру корыстных, честолюбивых бояр-карьеристов и дворян, выдвигающих на престол своих претендентов.
Страница: [ 1 ] 2