"Нравственные проблемы свободных людей в ранних рассказах М. Горького"
Страница: [ 1 ] 2 3
Жизнь Горького была насыщенной приключениями и событиями, крутыми поворотами и переменами. Свою литературную деятельность он начал гимном безумству храбрых и рассказами, прославляющими человека-борца и его стремление к свободе. Горький хорошо знал мир отверженных. Ведь вместе с ними он прошел многие версты по дорогам России, работал в портах, пекарнях, у богатых хозяев в деревне, вместе с ними ночевал под открытым небом, часто засыпая голодным: “Хождение мое по Руси было вызвано не
стремлением ко бродяжничеству, а желанием видеть — где я живу, что за народ вокруг
меня”, — писал Горький в 1910 году. Именно этот период жизни писателя нашел отражениев таких его ранних произведениях, как “Старуха Изергиль”, “Челкаш”, “Макар Чудра” и другие.
Эти рассказы являются не только поэтическими легендами, в них — живая жизнь с ее идейными исканиями и противоречиями. Эти произведения произросли на реальной почве. Своими ранними романтическими рассказами с яркими, страстными и вольнолюбивыми героями Горький стремился разбудить души мещан. Им, этим мещанам, отчаявшимся и опустившимся, Горький противопоставляет своих самоотверженных героев: Данко, цыганскую вольницу, гордые натуры свободолюбивых людей,
которые предпочитают смерть подчинению даже любимому человеку. Удалой молодец
Лойко и красавица Радда гибнут, отказываясь от любви и счастья, ради которого надо
пожертвовать свободой. Радда и Лойко стремятся быть вольными как ветер, спутник
их табора. Их независимость и гордость восхищают и привлекают внимание, но и
обрекают этих героев на одиночество и невозможность счастья. Они не становятся
рабами своего чувства. Они готовы отдать за свободу жизнь. И не может “красавец Лойко
поравняться с гордой Раддой”, потому что перед ним было два пути: убить Радду или
убить себя, и он выбрал самый жестокий путь, забыв об отце девушки, Даниле. Своей гибелью они утверждают, что счастье — это свобода.
Эту мысль Горький выразил устами Макара Чудры, который свою историю о Лойко и Раде предваряет следующими (словами: “Ну, сокол, хочешь скажу одну быль? А ты ее
запомни и, — как запомнишь, — век свойбудешь свободной птицей”. Среди гордых и
свободолюбивых героев умудренная жизнью старая Изергиль с особенной силой выражает мысль писателя об ответственности человека за себя, свои действия и поступки.
Стаpyxa Изергиль, рассказывающая чудесные сказки и так любящая “красивых
и сильных”, прожила жизнь, наполненную “жадной любовью”.
Она была подчинена этой ненасытной страсти, но в любви она была свободнее и не позволяла ни унижать себя, ни даже подчинять. Она прекрасно понимала людей, ценила в них лучшее, но искала только любви, и когда любовь проходила, то человек для нее как бы умирал.
“Я никогда не встречалась с теми, кого любила. Это нехорошие встречи, как с
покойниками”. Через всю свою жизнь пронесла Изергиль чувство человеческого
достоинства; его не могли сломить ни превратности судьбы, ни опасность смерти,
ни страх потерять любимого человека, лишиться любви.
Страница: [ 1 ] 2 3