"Мое отношение к творчеству А.М.Горького"
Страница: [ 1 ] 2
Прежде чем начать писать, я задаю себе
три вопроса: что хочу написать, как написать
и для чего написать.
А.М.Горький.
Недавно узнал, что Горький вносил большие суммы в партийную кассу большевиков и был одним из главных их, выражаясь современно, спонсоров. Думаю, что пролетарское происхождение писателя, его бродячая жизнь в юности и раннее знакомство с
революционерами способствовали тому, что Алексей Максимович близко сошелся с людьми, которые поставили своей целью полностью изменить мир путем насилия. Но эти связи очень сильно отразились на его творчестве.
В наследии любого писателя что-то может нравится, а что-то нет. Одно оставит равнодушным, а другое приведет в восторг. И это тем более верно для огромного и разнообразного творчества А.М.Горького. Ранние его произведения- романтические песни и легенды- составляют впечатление соприкосновения с настоящим талантом. Это- подлинное искусство- возвышенный слог и сказочная метафоричность \"Песен\" о Соколе И Буревестнике. Из них вошли в наш язык такие блестящие выражения, как, например, \"Безумство храбрых- вот мудрость жизни!\", \"Рожденный ползать- летать не может!\" и другие. Легенды о Ларре и о Данко, взятые отдельно, являются замечательными образцами романтической сказки. Великий мастер сумел соединить их в одном
произведении - \"Старуха Изергиль\", героиня которого тоже, кажется, взята из легенды.
Роман \"Мать\" долгое время считался центральной книгой писателя. Главным доказательством этому суждению служили слова Ленина о своевременности романа, поскольку многие рабочие участвовали в революции несознательно. Но если художественные достоинства литературы мерить только политической направленностью, она вымрет, выродится. И в этом романе чувствуется, что Горький - выдающийся писатель. Страницы, посвященные переживаниям Ниловны, например, оставляют очень сильное впечатление. Образ же Павла кажется довольно ходульным. Думая о ненависти революционеров к правительству, удивляешься мягкости обращения с ними. В \"тесной\" тюрьме сидят в камерах всего по трое- четверо, книги читают, свободно разговаривают, передачи принимают без ограничений. Тут же вспоминаются страшные картины сталинских лагерей, нарисованные в произведениях Шаламова, Солженицына, Домбровского и других. Можем сравнить и с тем, что сейчас творится в наших лагерях... И как подумаешь, что к этому привели страну такие, как Павел Власов...
Но самое главное, что делает роман \"Мать\" неприемлемым для нас ( как и поэмы Маяковского, и \"Поднятую целину\" ), - это оправдание идеи насилия, необходимости революционного диктата.
С бедностью, неграмотностью, несправедливостью нужно было бороться, но не кровавым террором. И не такими, как горьковский Сатин (пьеса \"На дне\" ) или Челкаш (рассказ \"Челкаш\"), было заменять горьковских же Артамоновых или Гордеевых (\"Дело Артамоновых\", \"Фома Гордеев\").
Страница: [ 1 ] 2