Островский "Лес " - сочинение "Значение ремарок в пьесе А. Островского «Лес»"
Страница: [ 1 ] 2Ремарки существуют почти в каждой пьесе. Они служат для указания автора на поступки героев, их жесты, мимику, интонацию, на психологический смысл их высказываний, на темп речи и паузы, на обстановку действия. В драматургии второй половины XIX века роль ремарок возросла в связи с усилившимся интересом к быту и нюансам психологии. Особенно хорошо это заметно в пьесах Островского и Чехова. Свое дальнейшее развитие ремарка получила в произведениях драматургов XX века, таких, как Б. Шоу, В. В. Вишневский, А. В. Вампилов, Т. Уильяме. Она стала более развернутая, беллетризованная.
В пьесе Островского “Лес” ремарки, кроме всех вышеперечисленных функций, обладают еще одной. Они глубоко символичны.
В “Лесе” ремарки служат для портретной характеристики персонажей. Например, действие второе, явление второе начинается с описания внешности Счастливцева и Несчастливцева. Причем присутствует не только чисто внешний портрет: “Несчастливцев — лет 35, брюнет с большими усами”, но и намек на прежнюю жизнь человека: “следы беспокойной и невоздержанной жизни”, а также и на характер: Счастливцев — “глаза быстрые, выражающие и насмешливость, и робость в одно и то же время”. Ремарки, служащие, казалось бы, только для передачи интонации персонажей, оказываются символичными. Так, если рассматривать ремарки в разговоре Счастливцева и Несчастливцева, можно заметить, что Несчастливцев постоянно говорит “мрачно”, “грозно”, “густым басом”, и в противопоставление ему отвечает Счастливцев “полузаискивающим, полунасмешливым тоном”, “робко”, что сразу говорит о характере обоих: Несчастливцев — сильный характер, Счастливцев — слабый. С точки зрения символики интересны действия, показанные автором через ремарки. Можно заметить, что Счастливцев как бы постоянно убегает от Несчастливцева: он разговаривает “отодвигаясь”. И это вполне естественно, ведь затем Несчастливцев “с силой опускает руку на плечо Счастливцева”, как бы тем самым показывая, что он — господин. А Счастливцев, как раб, падает перед ним на колени. Очень важна ремарка, указывающая на действие Несчастливцева: он берет Счастливцева за ворот и держит. Этот момент напоминает сцену из произведения Гоголя “Ночь перед Рождеством”, когда Вакула держит черта, причем черт такой же заискивающий, как и Счастливцев, а Вакула такой же гневный, как и Несчастливцев. Как и черт служит Вакуле, так и Счастливцев впоследствии служит Несчастливцеву, а поскольку Счастливцев и похитрее, то его вполне можно назвать “маленьким чертиком” (кстати, он играл чертей на сцене). В продолжение всей пьесы Несчастливцев часто плачет. Но плачет он именно в тот момент, когда говорит о смерти или о могиле. А в конце второго явления он “указывает на столб” Счастливцеву. Столб служит предзнаменованием того, что Несчастливцев будет стоять у “позорного столба” — его разоблачение в доме Гурмыжской.
В ремарках пьесы постоянно присутствует мотив спуска: “с террасы сход в три или четыре ступени”, и, что примечательно, именно Буланов “помогает Гурмыжской сойти с террасы”, а затем она на нее не восходит, а “уходит”; в шестом явлении она опять же спускается, “сходит в сад”.
Страница: [ 1 ] 2