"Язык мысли и голос страстей"
Страница: 1 2 [ 3 ] 4 5
овека от цивилизации на лоно природы, как это было у Пушкина в “Кавказском пленнике”, а ситуация бегства к людям, на родину.
Тема бегства из монастыря-тюрьмы часто звучит в произведениях Лермонтова (“Мцыри”, “Исповедь”, “Боярин Орша”). Но монастырь Лермонтова не связан с религией, и бегство юноши из монашеской кельи не связано с безверием. Монастырь символизирует “темницу” земного бытия в духе романтизма. В Мцыри воплощен порыв к свободной, полноценной, подлинно человеческой жизни.
Определяющая черта образа Мцыри — духовная связь с родиной, жажда хоть недолго побывать на родной земле, на Кавказе. Кавказ становится для Мцыри романтическим идеалом, к которому он стремится, ради которого он жертвует жизнью:
Увы! — за несколько минут .
Между крутых и темных скал,
Где я в младенчестве играл,
Я б рай и вечность променял.
Действие поэмы разворачивается среди вольной южной природы, которая у Лермонтова является символом романтической свободы. Мцыри ценит свободу превыше всего. Время, проведенное в монастыре, было для него лишь существованием, а три дня на воле стали истинной жизнью:
Ты хочешь знать, что делал я
На воле? Жил — и жизнь моя
Без этих трех блаженных дней
Была б печальней и мрачней
Бессильной старости твоей.
Романтические черты в образе Мцыри усиливают трагедию несостоявшейся жизни героя. Мцыри погибает, “вкусив” свободы. И здесь перед нами вырастает тема судьбы, рока, часто звучащая в произведениях Лермонтова. Смерть оказывается для юноши блаженным забвением на лоне природы, потому что после смерти он с природой соединяется:
Когда я стану умирать,
Ты перенесть меня вели
В наш сад, в то место, где цвели
Акаций белых два куста..
Оттуда виден и Кавказ!
Быть может, он с своих высот
Привет прощальный мне пришлет...
Мир романтизма постепенно уступает место изображению реальной действительности в творчестве Лермонтова. Все чаще в его поэзию вторгается повседневная жизнь и конкретное время — эпоха 30-40-х годов с ее противоречиями: идейными интересами и мертвящим застоем общественной жизни. Теперь Лермонтов все больше размышляет о судьбе поколения, о назначении поэта.
Скорбная и суровая мысль о поколении, которое, как казалось, пройдет по жизни, не оставив следа в истории, вытесняет юношескую мечут о романтическом подвиге. Лермонтов чувствует необходимость сказать современному человеку правду о “плачевном состоянии” его духа и совести. Малодушие, безволие, жизнь без надежды на будущее были характерны для людей того времени.
Не только враги, но даже и те, ради кого поэт говорил правду, обвиняли его в клевете на современное общество. И надо было обладать прозорливостью Белинского, чтобы увидеть в “охлажденном и озлобленном взгляде на жизнь” веру Лермонтова в достоинство жизни и человека. В юности поэт рисовал в своем воображении свободных и гордых, героев, верных клятве, гибнущих за родину, за идею. В окружающей жизни их не было.
Вмире, где нет ни чести, ни любви, ни дружбы, ни мыслей, ни страстей, где царят зло и обман, — ум и сильный характер уже отличают человека от светской толпы.
Страница: 1 2 [ 3 ] 4 5