"Тема одинокого человека в творчестве"
Страница: 1 [ 2 ] 3
этой толпы, но он не хочет слиться с ней. Трагический голос поколения звучит в унисон с одиноким голосом поэта.
Таким образом, тема одиночества обусловлена не только личной судьбой Лермонтова. Она отражает состояние русской общественной мысли периода реакции. Поэтому-то в лирике Лермонтова и занял значительное место одинокий бунтарь, протестант, враждующий с \"небом и землей\", борющийся за свободу человеческой личности, предчувствующий собственную преждевременную гибель.
Чувством одиночества наполнены стихи о природе.
Одиноко растут сосна и пальма.
На севере диком стоит одиноко
На голой вершине сосна...
...Одна и грустна, на утесе горючем
Прекрасная пальма растет.
Вот старый утес... Одиноко
Он стоит, задумался глубоко.
И тихонько плачет он в пустыне.
В лирическом, глубоко взволнованном монологе \"Выхожу один я на дорогу...\", написанном Лермонтовым незадолго до смерти, поэт ставит мучительные вопросы и отвечает на них:
Что же мне так больно и так трудно?
Жду ль чего? Жалею ли о чем?
Уж не жду от жизни ничего я,
И не жаль мне прошлого ничуть;
Я ищу свободы и покоя!
Я б хотел забыться и заснуть!
Страшная духовная разобщенность с другими людьми — прямое следствие тех условий, в которые он попал по вине века. Поэт полон печальной безысходности, по нему мы можем судить, насколько далеко зашла болезнь общества. Представление о жизни как \"о ровном пути без цели\" рождает ощущение бесполезности желаний — \"что пользы напрасно и вечно желать?..\" Строка: \"И ненавидим мы, и любим мы случайно\" логически приводит к горькому выводу: \"На время — не стоит труда, а вечно любить невозможно\".
Стихотворение \"И скучно и грустно...\", названное В. Г. Белинским \"похоронной песнью всей жизни\", перекликается с романом \"Герой нашего времени\". Печорин томится жизнью, презирает ее и самого себя и в то же время гонится за жизнью, жадно ловит ее радости. В стихотворении \"И скучно и грустно...\" и в романе \"Герой нашего времени\" поэт, говоря о дружбе, о высших духовных стремлениях, о смысле жизни, о страстях, пытается исследовать причины неудовлетворенности своим назначением. Например, Грушницкий принадлежит к светскому обществу, характерной чертой которого является бездуховность. Печорин же, принимая условия игры, находится как бы над обществом, понимая, что там \"мелькают образы бездушные людей, приличьем стянутые маски\". Печорин — не только упрек всем лучшим людям поколения, но и призыв к гражданскому подвигу.
Борьба — вот та нравственная заповедь, которая должна определять жизнь, поведение, поступки и мысли.
Мы не ошибемся, если скажем, что \"Парус\" у Лермонтова символизирует сильную и независимую личность, ее одиночество и трудность пути, неустанные поиски цели и смысла жизни. Одинокий парус предстает перед нами как воплощение абсолютной свободы:
Увы! — он счастия не ищет
И не от счастия бежит!
Тема одиночества у Лермонтова соприкасается с темой любви.
Страница: 1 [ 2 ] 3