"Поэт Лермонтова"
Страница: 1 [ 2 ] 3 4
никогда! Ведь в 1836г. уже были произнесены слова:\" Я памятник себе воздвиг нерукотворный...\", да и вообще, в полном света и созидания творчестве Пушкина нет \"тайной досады\" и \"напрасной жажды мщения\". Ведь даже в \"Воспоминании\", стихотворении, более всех близком по идейному содержанию к мировосприятию Лермонтова, возникают два ангела, говорящие \"о тайнах счастия и гроба\".
Таким образом, создавая образ Пушкина, Лермонтов, во-первых, совершенно не расчленяет поэтическое и \"земное\" в мировосприятии Пушкина, а во-вторых, вольно или невольно наделяет его своими собственными чертами. Пушкинский поэт - мудрец, поэт- созидатель и свободный певец - превращается
Лермонтовым в лицо страдательное, находящееся в полной зависимости от \"клеветников ничтожных\" и \"наперсников разврата\". Причем физическая зависимость от них оказывается сильнее духовной свободы. Становится очевидным, что, говоря со светом от имени погибшего Пушкина, он упрекает его (свет) и за несправедливость к себе, за те страдания, которые испытывает он сам. \"Неведомый, но милый певец\", с которым сравнивается Пушкин, безусловно, дорог Лермонтову. Ленский, воспетый им с такой чудной силой\" (Лермонтов, очевидно, не хочет вспоминать о глубокой пушкинской иронии по отношении к этому образу), близок ему и духовно, и идейно. В какой-то степени отождествляя себя с Ленским, Лермонтов позволяет себе такое сравнение и по отношению к Пушкину.
Тема одиночества, непонимания, страдания преломляется различными оттенками во множестве стихотворений. Поэт -\"странник в свете безродный\", \"пленный рыцарь\", задыхающийся в железной броне и призывающий смерть узник. Развивая идею стихотворения \"Поэт\", Лермонтов пишет:
Не верь, не верь себе, мечтатель молодой,
Как язвы, бойся вдохновенья...
.........................................................................
Поверь: для них смешон твой плач и твой укор,
С своим напевом заученным,
Как разрумяненный трагический актер,
Махающий мечом картонным...
Лермонтов считает, что в современном ему мире, мире, лишенном духовности и чистоты, поэт \"утратил свое назначение\". Более того, поэт осмеян толпой, которую тешат блестки и обманы и которой скучен \"простой и гордый язык\" истинного искусства. Толпа- \"чернь простодушная\", которая \"играючи идет дорогою привычной\". (Изображение толпы, слово \"играючи\" в стихотворении \"Не верь себе\" перекликаются с пушкинским \"... и в детской резвости колеблет твой треножник\"). Это безликая и бездумная масса. Позднее пестрая толпа превращается в сборище \"приличьем стянутых масок\". Жизнь этих масок - блеск, суета и обман - \"Маскарад\". Лермонтов восклицает:
О, как мне хочется смутить веселость их
И дерзко бросить им в глаза железный стих,
Облитый горечью и злостью!
Кульминациятемы осмеяния и отверженности поэта - в стихотворении \"Пророк\".
Страница: 1 [ 2 ] 3 4