"Образ поэта и тема творчества в лирике М.Ю.Лермонтова"
Страница: 1 [ 2 ] 3
стало стихотворение «Смерть Поэта». В нем соединены обличительные и элегические мотивы. Вопросительно-восклицательная организация речи придает стихам повышенную взволнованность то ораторского обращения, то неизбывной сердечной грусти. Однако ведущий мотив стихотворения – мотив негодования. Поэт гневно обвиняет высший свет, истинных убийц Пушкина:
Не вы ль сперва так злобно гнали
Его свободный, смелый дар
И для потехи раздували
Чуть затаившийся пожар?
Лермонтов пишет и о трагическом уделе поэта вообще. Поэтому он вспоминает в стихотворении другого поэта – Ленского из романа «Евгений Онегин», образ которого должен подтвердить трагическую участь Пушкина и типичность трагедии певца. В «Смерти Поэта» конфликт Поэта с окружающим миром выглядит неразрешимым. Истинного поэта отличает нравственный максимализм, бескомпромиссность, а эти качества не ценятся в «жадной толпе».
И все же такую трудную судьбу выбирает лермонтовский герой в стихотворении «Журналист, читатель и писатель» (1840г). Поэт, по Лермонтову, должен быт «больше, чем поэтом» - судьей, - разоблачающим тайные пороки людей:
Судья безвестный и случайный,
Не дорожа чужою тайной,
Приличьем скрашенный порок
Я смело предаю позору;
Неумолим я и жесток…
В этом произведении создан образ «неумолимого», непродажного «судьи», пишущего под «диктовку» совести и «сердитого» ума; правдивость и благородство снова определяются как пророческий дар. В художественной системе Лермонтова пророк – это борец, смелый обличитель зла.
Еще в стихотворении «Поэт» (1838г) Лермонтов задумывается над тем, почему толпа изгоняет поэта и не нуждается в нем, почему поэт в «наш век» «свое утратил назначенье». Стихотворение построено на развернутом сравнении:
В наш век изнеженный не так ли ты, поэт,
Свое утратил назначенье, на злато променяв ту власть, которой свет
Внимал в немом благоговенье?
Лермонтов требует от Поэтов мгновенного отклика на беды Отечества, переосмысления жизненных ценностей, стремления к обретению духовной власти над людьми. Поэт должен жертвовать собой, не быть слабым.
Судьба современного поэта показана в стихотворении «Пророк» (1841г). В нем Лермонтов как бы отвечает на вопрос, заданный им в последней строфе «Поэта». Пророк лишен былого величия, ведь он по существу не смог выполнить свою миссию. Бог послал его к людям, но до их сердец «осмеянный пророк» не смог достучаться. В жалкой участи пророка в равной степени виновны и люди, и он сам, не сумевший разглядеть в них ничего, кроме «злобы и порока», удовлетворившийся тем, что не люди, а «бессловесная тварь земная» внемлет его проповеди. Печальна судьба современного поэта, он не способен исполнить волю Бога: своим словом «глаголом жечь сердца людей» - такова основная мысль Лермонтова.
Однако сам поэт не отрекался от миссии поэта-пророка. Лирические монологи поэта обращены к людям. Он убежден, что его стих, как в давние времена, должен, «как Божий дух», носиться над толпой, быть «отзывом мыслей благородных». Именно он, поэт, должен высказать людям всю правду о них.
Страница: 1 [ 2 ] 3