Лермонтов "Родина" - сочинение "Стихотворение М. Ю. Лермонтова «Родина»: восприятие, истолкование, оценка"
Страница: [ 1 ] 2Тема родины проходит через все творчество М. Ю. Лермонтова: от романтического видения и одновременно горького обличения реального положения в стране и стремления покинуть свою землю до откровенного признания ей в любви, прозвучавшего в лирике поздних лет. В этой двойственности и противоречивости проявляется особенность мировоззрения одного из величайших русских поэтов.
В. Г. Белинский подчеркивал национальный характер творчества М. Ю. Лермонтова: это “поэт русский, народный, в высшем, благороднейшем значении этого слова”.
Любовь к родине — тема многих произведений М. Лермонтова: “Жалобы турка”, “Поле Бородина”, “Бородино”, “Два великана”. Но с особой художественной силой и полнотой она раскрывается в стихотворении “Родина”, созданном поэтом в 1841 году, за несколько месяцев до трагической гибели.
В этом произведении усиливается интерес к народной России. Необъяснимость лермонтовской “странной любви” к родине — “Не победит ее рассудок мой” — свидетельствует о новизне самого подхода к теме. Включая привычные для эпохи обоснования чувства родины (военная слава, “полный гордого доверия покой”, “темной старины заветные преданья” для Лермонтова являются высокими понятиями), поэт не отрицает, а полемизируя, занижает их значимость в новом мироощущении, которое открывается его лирическому герою. Если в стихотворении “Прощай, немытая Россия...”, написанном в том же году, трогательная любовь поэта к родине оборачивается горьким обличением ее современного состояния, то в “Родине” Лермонтов приближается к народному осмыслению любви к ней.
Восхищение родиной подтверждает поэт не только троекратным повтором слова “люблю”, но и картинами русской природы, которая является предпосылкой подлинного чувства Лермонтова.
Сначала автор рисует образ России с ее огромными просторами (дорога, пересекающая леса и степи) и величавыми картинами: “лесов безбрежных колыханье”, “разливы рек ее, подобные морям”, затем постигает ее в трепетных подробностях.
Люблю дымок спаленной жнивы,
В степи ночующий обоз
И на холме средь желтой нивы
Чету белеющих берез.
Удивительно точный выбор слова: не белые, а “белеющие”, как бы излучающие свет. Именно после Лермонтова символом России стала “чета белеющих берез”. “Дымок спаленной жнивы” — это еще одна примета родины, которую любит поэт.
Он пытается проникнуть “в тайну довольства народного”, тянется душой к крестьянской России, с “отрадой, многим незнакомой”, наблюдает за жизнью простых людей.
“Родина” — одно из немногих реалистических стихотворений поэта, в котором он отмечает неповторимые детали среднерусского пейзажа. Здесь как бы продолжены слова и мысли А. С. Пушкина из главы “Путешествие Онегина”:
Люблю песчаный косогор,
Перед избушкой две рябины,
Калитку, сломанный забор.
“Враждующая” сила природы, поэтически воссозданная Лермонтовым в ранней лирике, дополняется стремлением проникнуть в тайну народного бытия, разгадать высший смысл простой, органической жизни. Поэт здесь стоит у истоков проблемы, волновавшей последующие поколения лириков.
Страница: [ 1 ] 2