Школьные сочинения по литературе




Статистика

Всего авторов - 394
Всего произведений - 2114
Всего сочинений - 12553


> Главная Сочинение "Реализм и романтизм в рассказе «Гранатовый браслет»"

Куприн "Гранатовый браслет" - сочинение "Реализм и романтизм в рассказе «Гранатовый браслет»"

Страница: [ 1 ]  2  

В 1908—1910 годах А. И. Куприн создает целый цикл новелл о любви. Этот ряд открывается повестью «Суламифь» (1908) — на­рядным прозаическим переложением библейской Песни Песней. А завершается реалистическим рассказом «Гранатовый браслет».
Сюжет рассказа не только реалистичен, но и реален. Семейная хроника Любимовых, добрых знакомых Куприна, подарила автору прототипы Веры, князя Шеина и главного героя рассказа — чинов­ника Желткова. Но трагикомическая история реального «П. П. Ж.», выспренная вульгарность его писем с редкостной силой, благородством, просветленной любовью к герою переосмыс­лены Куприным. «...Не знаю, что выйдет, но когда... думаю — плачу; недавно рассказываю одной хорошей актрисе — плачу. Скажу одно, что ничего более целомудренного я еще не писал», — сообщал Куприн Ф. Д. Батюшкову во время работы над «Гранато­вым браслетом». (Рассказ был написан в Одессе осенью 1910 года.)
Можно ли назвать Желткова «маленьким человеком»? Между ним и княгиней Верой непреодолимые социальные преграды, но благородство и сила духа героя исключают жалость к нему. Желт­ков сродни не Акакию Акакиевичу, но пушкинскому «рыцарю бед­ному». Именовать его «маленьким человеком» было бы так же странно, как именовать таковым студента Раскольникова или князя Мышкина до получения наследства. Образ «рыцаря бедного» тонко соотнесен с образом чиновника контрольной палаты, живу­щего на заплеванной лестнице, растратившего казенные деньги, чтоб купить «золотой, низкопробный, очень толстый, но дутый» браслет. И не случайно в конце концов гранатовый браслет стано­вится приношением к образу Божией Матери: эта деталь символич-на и полна глубокого смысла. Силой и чистотой своего чувства, подтвержденного и окупленного гибелью, герой служит вьшгаим силам всей своей судьбой и историей, служит тем даром, какой по­лучил, — даром «безнадежной и вежливой», по его собственным словам, рыцарской, героической любви.
«Меня влечет к героическим сюжетам. Нужно писать не о том, как люди обнищали духом и опошлели, а о торжестве человека, о силе и власти его», — говорил Куприн. Но героизм никогда не при­обретал в прозе Куприна авантюрно-брутального облика. Героичен Сащка-музыкант в «Гамбринусе», героичен протодиакон Олимпий в «Анафеме», героичен Г. С. Желтков, ни разу не названный в тексте полным именем и отчеством! Лишь из разговора княгини Веры с квартирной хозяйкой внимательный читатель узнает его имя — Георгий, отчество же остается не расшифровано... И в этом однажды, вскользь упомянутом имени героя — тот же смысл, та же символика: великомученик Георгий — покровитель рыцарей и воинов. Подлинный героизм в прозе Куприна определяется чисто­той и силой чувств человека и способностью к поступку, подтверж­дающему эти чувства.
И еще, пожалуй, — силой любви к жизни.
И, обращаясь к любимым своим героическим сюжетам, Куприн, прославленный зоркостью реалиста, Куприн, ославленный «быто­писателем», несомненно, становится романтиком.
В прозе конца 1900 — начала 1910-х годов Куприн видит повсе­дневность мира — зоркими, сияющими, любящими глазами.


Страница: [ 1 ]  2  






© Школьные сочинения по литературе      
Hosted by uCoz