"Жанровое своеобразие пьесы А.С.Грибоедова "Горе от ума"."
Страница: 1 2 [ 3 ]
гический институт... Характерная черта общества тех лет - приверженность ко всему заграничному - проявляется и в упоминании модных французских магазинов, и в речи персонажей, пересыпанной галлицизмами.
Можно найти еще множество деталей, ярко рисующих быт, жизнь, нравы и привычки тогдашнего общества.
Недоумения критиков вызвала не только резкая общественная направленность комедии. Жанровое своеобразие "Горя от ума" сказалось в ее трагикомизме. Камнем преткновения стал, собственно говоря, один персонаж, не вмещавшийся ни в одно традиционное амплуа, - Чацкий. Чацкий – герой из другого мира, ему, с его мыслями и чувствами, не место здесь, в этом обществе, среди этих людей. Его пламенные монологи должны бы звучать в какой-нибудь трагедии, но не в комедии. Здесь он смешон, смешон своей рассеянной недогадливостью, наивностью, неумением скрывать мысли и чувства, идеалистичностью, неосмотрительностью. Всей своей фигурой он вносит суматоху, беспорядок в мирное течение жизни дома Фамусовых. Но противоречие в том, что чем в более смешные ситуации он попадает, тем более трагичным становится его положение.
Комическое, сатирическое, трагическое нераздельно слиты в единое целое, и в этом - жанровая уникальность "Горя от ума". Именно - в слиянии, в синтезе, а не в чередовании комических эпизодов с трагическими, вперемежку с сатирическими монологами. Одновременно идет развитие двух линий, неразрывно связанных друг с другом: Чацкий - Софья, Чацкий - общество Фамусова. (Софья и там, и там является двигателем интриги.) И разбросанность сюжета, и внезапность переходов от одной сцены к другой (а это не раз ставили в упрек Грибоедову!) логически оправданы. Только логика эта не
Страница: 1 2 [ 3 ]