"БЫТ И НРАВЫ БАРСКОЙ МОСКВЫ"
Страница: 1 2 [ 3 ] 4
, слепое подражанье". Его возмущает, когда какой-то французик из Бордо, приехав в Россию, чувствует себя как дома. Чацкий призывает сильных душой людей: Воскреснем ли когда от чужевластья мод? Чтоб умный, бодрый наш парод. Хотя по языку пас не считал за немцев! Этими словами автор подчеркивает любовь к русскому народу. Это призыв к борьбе за национальное достоинство. Грибоедов показывает, как искалечило фамусовское общество Софью, умную, красивую и мечтательную девушку. Воспитание у француженок- гувернанток привило Софье много отрицательного, сделало ее представительницей общепринятых в барской Москве взглядов, приучило ее ко лжи и лицемерию. Все ее хорошие черты и природные данные не могли получить в фамусовском обществе своего правильного развития. Поэтому она, вместо Чацкого - полюбила Молчалина, хотя и увидела его в настоящем свете. Чацкий же любит Софью. "Чуть свет - уж на ногах! И я у ваших ног", - говорит он. Но Софья отталкивает его, и тогда Чацкий с болью в сердце произносит: Другой найдется, благонравный, Низкопоклонник и делец, Достоинствами, наконец, Он будущему тестю равный. В том, что Софья стала типичной барышней фамусовского общества, она, не виновата. Виновато общество, в котором ока родилась и жила, "она загублена в духоте, куда не проникал ни один луч света, ни одна струя свежего воздуха" (Гончаров "Мильон терзаний"). Софье, по заключению Гончарова, "тяжелее даже Чацкого". Главный герой комедии противостоит обществу невежд и крепостников. Он борется против знатных негодяев и подхалимов, мошенников, плутов и доносчиков. В своем знаменитом монологе "А судьи кто?" он сорвал маску с подлого и пошлого фамусовского мира, в котором русский народ превратился в предмет купли и продажи, где помещики меняли людей-крепостных, спасавших "и честь, и жизнь... не раз" на "борзые три собаки". Чацкий защищает настоящего человека, гуманность и честность, ум и культуру. Он мечтает избавить русский народ, свою Россию от плохого, косного и отсталого^ Он призывал к борьбе с насилием, произволом, невежеством. Чацкий хочет видеть Россию грамотной, культурной. Он отстаивает свои взгляды в спорах, разговорах со всеми действующими лицами комедии "Горе от ума", направляя на это все свое остроумие, зло, веселость, вспыльчивость нежность и решительность. Речь Чацкого богата и разнообразна. Он ценит национальную культуру, часто использует простонародные выражения. Резкая, обличительная сатира Грибоедова попала в цель и вызвала бурю протестов в дворянской среде. Передовые люди того времени, наоборот, горячо приветствовали появление комедии "Горе от ума". В. Г. Белинский писал: "Какая убийственная сила сарказма, какая едкость иронии, какой пафос в лирических излияниях раздраженного чувства... Какие типические характеры; какой язык, какой стих - энергический, сжатый, молниеносный, чисто русский! Удивительно ли, что стихи Грибоедова обратились в поговорки и пословицы и разносились между образованными людьми по всем концам земли русской!" Комедия "Горе от ума" и сейчас имеет большое значение.
Страница: 1 2 [ 3 ] 4