Школьные сочинения по литературе




Статистика

Всего авторов - 394
Всего произведений - 2114
Всего сочинений - 12553


> Главная Сочинение "М. Горький: «Правда — бог свободного человека»"

"М. Горький: «Правда — бог свободного человека»"

Горький - все сочинения

Страница: 1  [ 2 ]  3  

израчного будущего. Но реальное настоящее противопоставляется также и прошлому. В пьесе нет описания пути героев, который привел их в ночлежку, но из их диалогов представляем, какими они были раньше и что с ними стало. Отсюда в пьесе постоянное обращение к прошлому.
Тема правды в пьесе перекликается с темой веры. Носителем философии веры является Лука. Для него правда человека — та, в которую он верит. Суть философии Луки заключается в том, что вера может заменить реальную правду, так как вера помогает уйти человеку от страшной реальности в мир прекрасных иллюзий. Таким образом, в пьесе два философских взгляда взаимосвязаны. И если их соединить, то полученное можно обозначить как веру, мечту и реальность.
Никто из героев не хочет признаваться себе в своем ничтожном положении, то есть в реальной правде. Своей кульминации конфликт реальной и вымышленной правды достигает в третьем действии в споре о правде Бубнова, Клеща и Луки. Клещ обнажает правду реальную: “Где — правда? Вот — правда! Работы нет... силы нет! Вот— правда! Пристанища... пристанища нету! Издыхать надо... вот она, правда! Дьявол! На... на что мне она — правда? Дай вздохнуть... вздохнуть дай! Чем я виноват?.. За что мне — правду? Жить — дьявол — жить нельзя... вот она правда!.. Говорите тут — правда! Ты, старик, утешаешь всех... Я тебе скажу... ненавижу я всех! И эту правду... будь она, окаянная, проклята! Понял? Пойми! Будь она проклята!”
Есть такое высказывание Горького: “Правда — бог свободного человека”. Но если говорить о героях пьесы “На дне”, то о них нельзя сказать, что они свободные люди и что у них вообще есть какая-то правда. Эти люди не свободные. А для Горько го герой-босяк, цыган — герой свободный. Но персонажи пьесы “На дне” не хотят свободы. Им не нужна эта правда свободного человека.
И даже здесь, в этом странном мире отверженных, где заживо погребены ценные по своим задаткам, достойные сострадания люди, продолжают действовать волчьи законы мира денег, капитала. Почти все жители костылевской ночлежки доведены до отчаяния, тянутся к каким-то призракам, иллюзиям. Мечтает вырваться отсюда Клещ, полагая, что честный труд поможет стать ему человеком: “Кожу сдеру, а вылезу”. Хочет начать новую, здоровую жизнь Васька Пепел. Искренно верит в чистую любовь Настя. Все мечтают и как-то пытаются выпрямиться, стать полноценными людьми.
Общую мысль о свободном человеке высказывает Сатин. Он разоблачает утешительную ложь старца Луки, который, видя муки обездоленных, бескорыстно старается помочь им. облегчить страдания, умиротворить: спившемуся Актеру он внушает надежду на излечение в бесплатной лечебнице, умирающей Анне он советует не бояться смерти — ведь смерть несет покой: вору Пеплу советует уехать в богатую счастливую Сибирь. И это в то время! Обманщик Лука по своему гуманен, но его гуманизм пассивно-сострадательный. Он основан на том, что Лука не верит в возможности человека, для него все люди ничтожны, слабы, мелки, нуждаются лишь в сострадании и утешении.


Страница: 1  [ 2 ]  3  






© Школьные сочинения по литературе      
Hosted by uCoz