"Две правды"
Страница: 1 [ 2 ]
твенных устоев, а к облегчению того креста, который несут простые люди.
Совсем другой человеческий тип, совсем другая жизненная позиция в образе босяка Сатина. Сатин — борец за справедливость. Он и в тюрьму попал только потому, что вступился за честь своей сестры. Человеческая несправедливость и годы страшной нужды не озлобили Сатина. И вспоминает он об этом легко, с любовью к этой девушке: “Славная, брат, была человечина”. Он сочувствует людям не меньше, чем Лука, но он не видит выхода, облегчения страданий в простом утешении людей. И хотя нельзя сказать, что Сатин выступает как сторонник более радикальных устремлений, именно
в его уста писатель вкладывает монолог в защиту человека и человеческих прав: “Человек
свободен, он за все платит сам”. Образ Сатина оставляет двойственное ощущение,
ощущение контраста между высокими помыслами, благородными стремлениями и
общим пассивным существованием героя. Сатин любит выпить, поиграть в карты. Он
выше всех по уму и по силе характера, но все же чувствует себя уютно в костылевской
ночлежке. Какова же правда Сатина? Никакой позитивной программы у Сатина нет, но, в
противовес позиции Луки, Сатин решительно и бесповоротно отрицает ложь, называя ее “религией рабов и хозяев”.
Таким образом, в драме существуют две правды: правда Луки, с ее безразличной и
безличностной добротой, христианским смирением, с ее “святой ложью”, и правда
Сатина, в чем-то жестокая, но гордая — правда отрицания лжи. И внутренний конфликт
этих двух столь отличных друг от друга позиций разрешила история. История показала, что мир переделывается только сильными средствами и что слова утешения не помогут людям стать счастливее. Но это не означает, что это лучший путь. Мне кажется, что жесткие методы по формуле “цель оправдывает средства” служат лишь для оправдания.
Страница: 1 [ 2 ]