"Сатирический гений Н. Гоголя"
Страница: [ 1 ] 2
В 1852 году после смерти Н. В. Гоголя Некрасов написал прекрасное стихотворение, которое может быть эпиграфом ко всему творчеству писателя:
Питая ненавистью грудь,
Уста вооружив сатирой,
Проходит он тернистый путь
С своей карающею лирой.
В этих строках, кажется, дано точное определение сатиры Н. В. Гоголя, ведь сатира — это злое, саркастическое высмеивание не просто общечеловеческих недостатков, но и социальных пороков. Это смех не добрый, иногда “сквозь невидимые миру слезы”,, потому что {а так считал сам Гоголь) именно сатирическое осмеяние отрицательного в нашей жизни может служить к его исправлению. Смех — это оружие, острое, боевое оружие, при помощи которого писатель всю жизнь боролся с “мерзостями русской действительности”.
Великий сатирик начал свой творческий путь с описания быта, нравов и обычаев милой его сердцу Украины, постепенно переходя к описанию всей огромной Руси. Ничто не ускользнуло от внимательного глаза художника: ни пошлость и тунеядство помещиков, ни подлость и ничтожество обывателей. “Миргород”, “Ревизор”, “Женитьба”, “Нос”, “Мертвые души” — едкая сатира на существующую действительность. Гоголь стал первым из русских писателей, в творчестве которых получили ярчайшее отражение отрицательные явления жизни. Белинский называл Гоголя главой новой реалистической школы: “Со временем выхода в свет \"Миргорода\" и \"Ревизора\" русская литература приняла совершенно новое направление”. Критик считал, что “совершенная истина жизни в повестях Гоголя тесно соединяется с простотой вымысла. Он не льстит жизни, но не клевещет на нее; он рад выставить наружу все, что есть в ней прекрасного, человеческого, и в то же время не скрывает нимало и ее безобразия”.
Писатель-сатирик, обращаясь к “тени мелочей”, к “холодным, раздробленным, повседневным характерам”, должен обладать тонким чувством меры, художественным тактом, страстной любовью к природе. Зная о трудном, суровом поприще писателя-сатирика, Гоголь все же не отрекся от него и стал именно сатириком, взяв девизом своего творчества следующие слова: “Кто же как ни автор должен сказать святую правду!” Только истинный сын родины мог в условиях николаевской России осмелиться вывести на свет горькую правду о феодально-крепостническом строе.
В “Ревизоре” Гоголь “собрал в одну кучу все дурное в России”, вывел целую галерею взяточников, казнокрадов, невежд, глупцов, врунов и т. п. В “Ревизоре” все смешно: сам сюжет, когда первое лицо города принимает за ревизора из столицы пустомелю, человека “с необыкновенной легкостью в мыслях”; преображение Хлестакова из трусливого “ешстратишки” в “генерала” (ведь окружающие принимают его именно за генерала) сцена вранья Хлестакова, сцена признания в любви сразу двум дамам и, конечно же, развязка и немая сцена комедии.
Гоголь не вывел в своей комедии “положительного героя”. Положительным началом в “Ревизоре”, в котором воплотился высокий нравственный и общественный идеал писателя, лежащий в основеего сатиры, стал “смех”, единственное “честное лицо” в комедии.
Страница: [ 1 ] 2