"Приемы комического и их роль в одном из произведений русской литературы XIX века"
Страница: 1 2 [ 3 ]
редметом гоголевской сатиры является, по существу, и образ рассказчика. Он помогает более полному решению поставленной писателем сатирической задачи.
Лишь один раз предстаёт перед нами в повести о ссоре образ рассказчика, которого не коснулась авторская ирония, в заключительной фразе повести: “Скучно на этом свете, господа!” Это сам Гоголь словно раздвинул рамки повести и вошёл в неё, чтобы открыто и гневно, без тени иронии произнести свой приговор. Эта фраза венчает не только повесть о ссоре, но и
весь “миргородский” цикл. Здесь – зерно всей книги. Тонко и точно заметил Белинский: “Повести Гоголя смешны, когда вы их
читаете, и печальны, когда вы их прочтёте”. На всём протяжении книги писатель творит суд над людской пошлостью,
становящейся как бы символом современной жизни. Но именно здесь, в конце повести о ссоре, Гоголь открыто, от своего
собственного имени выносит окончательный приговор этой жизни.
В “Старосветских помещиках” и “Повести о том, как поссорился Иван Иванович с Иваном Никифоровичем” Гоголь
впервые выступил перед читателями как “поэт жизни действительной”, как художник, смело обличающий уродство общественных
отношений крепостнической России. Смех Гоголя творил великое дело. Он обладал огромной разрушительной силой. Он
уничтожал легенду о незыблемости феодально-помещичьих устоев, развенчивал созданный вокруг них ореол мнимого могущества,
выставлял на “всенародные очи” всю мерзость и несостоятельность современного писателю политического режима, творил суд
над ним, будил веру в возможность иной, более совершенной действительности.
Страница: 1 2 [ 3 ]