"Изображение поместного дворянства в «Евгении Онегине» А.С.Пушкина и в «Мертвых душах» Н.В.Гоголя."
Страница: 1 [ 2 ] 3
терным для тогдашней России. Заложенные традиции сатиры стали основой для ее расцвета позже. Белинский говорил, что \"без \"Онегина\" был бы невозможен\"Герой нашего времени\" так же, как без \"Онегина\" и \"Горя от ума\" Гоголь не чувствовал бы себя готовым на изображение русской действительности, исполненное такой глубины и истины. Гоголь находил, что сюжет , подсказанный Пушкиным, хорош тем, что дает полную свободу изъездить вместе с героем всю Россию и создать множество самых азнообразных
характеров. В «Мертвых душах» Гоголь создал типичные портреты помещиков, отразив характерные черты целого сословия, раскрыл духовное обнищание и моральное вырождение этого класса, хотя сам писатель и не думал делать столь решительных выводов. Однообразный круг приемов позволил художнику выставить напоказ консерватизм, отсталость провинциальной жизни, замкнутость и ограниченность помещиков, подчеркнуть застой и умирание. В образе обходительного, сладкоречивого Манилова показаны бесхозяйственные, расточительные помещики. Ум хозяина занят пустой, несбыточной мечтой. Недаром утвердилось выражение «маниловские мечтания» в смысле бесполезных, безжизненных фантазий. Используя выражение Белинского, можно сказать, что Манилов- «старший брат» Обломова, в котором эта помещичья лень достигла крайней степени. Писатель характеризует его как пустого фразера: куда ему до России, если он не может навести порядок в собственном хозяйстве. Манилов слезливо благодушен, лишен живой мысли и настоящих чувств. Совершенно другим предстает Собакевич. Это крепкий хозяин, отпускающий ради своей выгоды крестьян на оброк и заработки. Его портрет, в котором дано сравнение с медведем, обстановка в доме, резкость отзывов, поведение за обедом - во всем подчеркнута животная сущность помещика. С такими «господами жизни», конечно, нельзя было вывести страну из экономической отсталости, хотя для крестьян Собакевич лучше, чем Плюшкин. Под стать собственнической натуре Собакевича и «дубиноголовая» Коробочка, которая набирает потихоньку деньжонок и боится продешевить «мертвые души».
Ограниченность и тупоумие довершают характер стал «прорехой на человечестве». Крестьяне доведены до такого обнищания, что десятками бегут от него и сотнями мрут, а
он утверждает, что народ завел от праздности привычку «трескать». Душа Плюшкина окаменела, чувства притупились. Такой помещик, как Плюшкин, не может быть опорой государства, двигать вперед его экономику и культуру… Совершенная
противоположность Плюшкину – Ноздрев. Он готов все променять, проиграть, прогулять. Энергия его поразительна. Но вся она растрачивается по пустякам и во вред людям. Гоголь наделил каждого помещика оригинальными, конкретными чертами. Но при этом его герои сохраняют родовые, социальные признаки: низкий культурный уровень, отсутствие интеллектуальных запросов, стремление к обогащению, жестокость в обращении с крепостными, нравственная нечистоплотность, отсутствие элементарного понятия о патриотизме.
Страница: 1 [ 2 ] 3