"Видимый миру смех в произведениях Гоголя"
Страница: 1 [ 2 ] 3
за ними — приспособленчество, ложь, грязь, деградация. Сам автор указывал, что единственным “честным, благородным лицом” в “Ревизоре” является смех, и это очень грустно, а нам, сегодняшним читателям, грустно вдвойне: пороки, изображенные великим сатириком, увы, оказались так же бессмертны, как и само творение.
У каждого художника есть произведение, которое он считает главным делом своей жизни, вкладывает в него самые сокровенные думы. Для Н. В. Гоголя это были “Мертвые души”, поэма, явившаяся, по выражению В. Г. Белинского, произведением, “беспощадно сдергивающим покровы с действительности”. Сатира и философские раздумья о судьбе России, ее народа переплетаются здесь воедино.
Итак, отправимся вслед за героем поэмы Чичиковым в NN. Сущность его затеи состояла в том, чтобы скупить несуществующие души и объявить себя миллионщиком. Он посещает различных помещиков, приобретает их умерших крестьян. Молодой интриган побывал у Собакевича, Коробочки, Плюшкина, Манилова, Ноздрева. Затейливые фамилии, предметы быта, туале та — все отображает нравы, устои, образ жизни помещиков. Мебель огромного Собакевича, будто гордясь, что принадлежит такому хозяину, повторяла его формы: необъятная, несуразная, неуклюжая. Для Коробочки характерны накопительство, стяжательство, у нее все опрятно, чисто, гладко.
Но ее “дубинноголовость” не может не вызвать иронической улыбки. Смех вызывает и Плюшкин, превративший в “прореху на человечестве”, и вдохновенное вранье Ноздрева.
По внешнему облику владетели поместий все разные, но объединяет их утраченная способность по-настоящему видеть, слышать, думать и все возрастающее стремление приобретать материальные блага, положение в обществе, чины по службе. Человек потерял человеческое лицо. А это уже — страшно.
Чичиков искал “мертвые души” среди ушедших из жизни, но не замечал, что их немало среди живых: “коптитель неба”, “увалень, байбак и лежебока” Пентентников; генерал Бетри-щев, тупой, грубый солдафон, перенесший в свое имение армейские нравы; помещик Петр Петрович Петух, “барин-арбуз”, целью жизни которого явилось стремление больше и вкуснее поесть и закормить любого постороннего человека.
В “Мертвых душах” Н. В. Гоголь дерзнул “вызвать наружу все, что-ежеминутно перед очами и чего не зрят равнодушные очи,— всю страшную, потрясающую тину мелочей, опутавших нашу жизнь”.
Писателю далеко не безразлична судьба России. В своих произведениях он, отображая разные стороны человеческого бытия, выражал мечту о будущем Руси, надежду на появление настоящих, “добродетельных” людей, способных спасти страну.
Автор взволнованно говорит о том времени, когда “предстанет несметное богатство русского духа... Подымутся русские движения. И увидят, как глубоко заронилось в славянскую природу то, что скользнуло только по природе других народов”.
Хочется разделить эту веру с Н. В. Гоголем, что когда-нибудь отношения между людьми будут строиться на глубочайшем уважении к личности, независимо от того, какое место в обществе она занимает, и что не будет среди нас “маленького человека”, “униженного и оскорбленного
Страница: 1 [ 2 ] 3