"Изображение помещиков в поэме Н. В. Гоголя \"Мертвые души\""
Страница: [ 1 ] 2 3
Гоголь - великий писатель-реалист, творчество которого прочно вошло в русскую классическую литературу.
Его своеобразие состоит в том, что он один из первых дал широчайшее изображение уездной помещичье-чиновничьей России. В своей поэме \"Мертвые души\" Гоголь предельно обнажает противоречия современной ему русской действительности, показывает несостоятельность чиновничье-бюрократического аппарата, отмирание крепостническо-феодальных отношений, тяжелое положение простого народа. Поэтому поэму \"Мертвые души\" по праву называют энциклопедией русской провинциальной жизни первой трети XIX века. В поэме, наряду с отрицательными образами помещиков, чиновников, нового героя - зарождающегося предпринимателя, даны образы народа, Родины и самого автора.
Центральное место в первом томе занимают пять \"портретных\" глав, в которых представлены образы помещиков: Манилова, Коробочки, Ноздрева, Собакевича и Плюшкина. Их объединяет паразитизм существования, праздная бездеятельность. отсутствие привычки к труду. Автор располагает главы, посвященные помещикам, вoособой последовательности-по степени деградации своих героев, начиная с Мани\' лова и кончая Плюшкиным.
Полное непонимание практической стороны жизни, бесхозяйственность отмечаем мы у помещика Манилова. Управлением своего поместья он не занимается, всецело передоверив это приказчику. Он не может даже сказать Чичикову, сколько у него крестьян и умирали ли они со времени последней ревизии. Его дом \"стоял одиночкой на юру, открытый всем ветрам, каким только вздумается подуть\". Вместо тенистого сада вокруг барского дома стояло пять-шесть берез \"с жиденькими вершинами\". Да и в самой деревне нигде не было \"растущего деревца или какой-нибудь зелени\". О его непрактичности говорит и внутренняя обстановка его дома, где рядом с великолепной мебелью \"соседствовали два стула, обтянутые просто рогожей\", или \"горки выбитой из трубки золы\", лежащие на дорогом полированном столе. Но самое яркое отражение характера Манилова мы находим в его языке, речевой манере: \"...Конечно... если бы соседство было хорошее, если бы, например, такой человек, с которым бы в некотором роде можно было поговорить о любезности, о хорошем обращении, следить какую-нибудь этакую науку, чтобы этак расшевелило душу, дало бы, так сказало, паренье этакое\". Здесь он еще что-то хотел выразить, но, заметивши, что несколько зарапортовался, ковырнул только рукой в воздухе\".
Совсем иное отношение к хозяйству у Коробочки. У нее \"хорошенькая деревенька\", двор полон всякой птицы, имеются \"просторные огороды с капустой, луком, картофелем, свеклой и прочим хозяйственным овощем\", есть \"яблони и другие фруктовые деревья\". Имена крестьян своих она знает наизусть. Но умственный кругозор ее крайне ограничен. Она тупа, невежественна, суеверна. Коробочка не видит ничего дальше \"своего носа\". Все \"новое и небывалое\" пугает ее.
Страница: [ 1 ] 2 3