"Душевная широта героев Н.В.Гоголя"
Страница: [ 1 ] 2
... Любо, больно па сердце; а душа как будто в раю.
Гей, хлопцы! Гей, гуляй!..
Н. Гоголь
Черты героизма, свободолюбия, душевной широты, которые позже с такой могучей силой покажет Гоголь в героях повести \"Тарас Бульба\", проявились уже в \"Вечерах на хуторе близ Диканьки\". Особенно ярко показано это свободолюбивое начало народной жизни в излюбленных Гоголем описаниях гопака, образно передающих удаль и могучий, как вихрь, дух запорожской вольности. В танце, как и в песне, сказалась для Гоголя душа народа. И не случайно герои его повестей в минуту душевного подъема, в своих радостных порывах так безудержно, весело, молодо, самозабвенно предаются танцу. Весело и задорно танцует перед зеркалом гопак хорошенькая Параска, размечтавшись о своем Грицько, притопывая ногами \"чем далее, все смелее; наконец левая рука ее опустилась и уперлась в бок, и она пошла танцевать, побрякивая подковами, держа перед собою зеркало...\". Вошедший в хату Черевик, увидев пляску дочери, гордо подбоченившись, выступил вперед \"и пустился вприсядку, позабыв про все дела свои\". Общим безудержным весельем охвачены гости на свадьбе Параски, где \"все неслось, все танце-рло\". Еще хмельнее, еще радостнее описание свадебного танца в \"Вечере накануне Ивана Купала\".
Этому светлому миру народной жизни противостоят жестокие и алчные представители сельСкой верхушки — староста (голова), богатеи-кулаки, которые притесняют и угнетают своих же односельчан. Староста Макогоненко в \"Майской ночи\" всем ненавистен тем, что самоуправно и несправедливо распоряжался в деревне, подвергал жестоким наказаниям \"провинившихся\", выставляя их на мороз и обливая холодной водой. Смешно, когда этот царский и помещичий прихвостень ставит себе в заслугу то, что ему довелось ехать на козлах кареты Екатерины II во время ее путешествия в Крым. Корыстолюбив и жаден богатый казак Чуб в \"Ночи перед Рождеством\" и отец Пидорки — кулак Корж, толкнувший Петруся на преступление (\"Вечер накануне Ивана Купала\"). Все они наделены резко отрицательными чертами. Их темные проделки, их алчность и корыстолюбие сурово осуждает и высмеивает Гоголь.
Гоголь показал резкое различие между своими гордыми, великодушными и мужественными героями — такими как Вакула, Левко, Грицько, Оксана, Пидорка — и представителями сельской \"знати\" — богатеями вроде головы в \"Майской ночи\" или Чуба в \"Ночи перед Рождеством\"; они ненавистны всей деревне, выступают как притеснители односельчан и по своим моральным качествам являются прямой противоположностью смелым и независимым положительным персонажам. И подобно тому, как в народных песнях и сказках правда всегда торжествует над кривдой, так и в повестях Гоголя хорошие и добрые люди побеждают злых и несправедливых.
В сатирических эпизодах \"Вечеров...\", в изображении комических типов и отрицательных персонажей отчетливо проглядывают черты социальной действительности, намечается реалистическая манера будущих произведений Гоголя.
Страница: [ 1 ] 2