Гоголь "Вечера на хуторе близ Диканьки" - сочинение "Сочинение по сборнику Гоголя «Вечера на хуторе близь Диканьки»"
Страница: [ 1 ] 2Сборник этот, вышедший в двух томах (1831, 1832), стал важным явлением в русской литературе. Пушкин сразу же поддержал Гоголя, выделив в его первом сборнике «живость описания», свежие картины малороссийской природы, веселость «простодушную и вместе лукавую». В «Вечерах…» ярко проявилась глубокая любовь Гоголя к Украине, родному народу с его широкой удалью, оптимизмом, ненавистью к угнетателям.
Композиция «Вечеров…» не совсем обычна. Ее можно сравнить с пушкинскими «Повестями Белкина». Как и у Пушкина, весь сборник объединяет рассказчик — только не дворянин, а простой пасечник Рудый Панько, который уже в предисловии подчеркивает демократическую настроенность всего повествования. Отсюда и народность стиля, передающая демократический взгляд на действительность, народные оценки. Вместе с тем в ряде повестей явно чувствуется лукавая усмешка автора, воспроизводящего чужое сознание — простое и незатейливое.
В первом сборнике отражена романтическая мечта писателя о красоте, о простой, естественной и свободной жизни человека, никем и ничем не угнетаемого. Образы сельских красавиц и удалых парубков, олицетворяющих лучшие черты народного характера, были воссозданы Гоголем с любовью и проникнуты внутренним лиризмом. В ряде рассказов, вошедших в цикл «Вечеров…», писатель рисует идеальный в его представлении мир, где неизменно побеждают добро и молодость, где для счастья нет никаких серьезных препятствий, где любовь свободна, где даже нечистая сила очень добродушна и как бы очеловечена. Например, в «Ночи перед рождеством» упоминается о появившемся на небе пятнышке, похожем сначала то ли на немца, то ли на губернского чиновника-стряпчего. А в действительности был не немец и не стряпчий (их появление, действительно, было бы совершенно удивительно и не объяснимо на хуторе близ Диканьки), а просто черт; тут же пустившийся ухаживать за ведьмой. И как бы любая нечистая сила ни старалась вредить людям — ничего у нее не выходит, потому что герои Гоголя, глубоко чувствующие красоту природы, красивые, щедрые, смелые, любящие широкий простор, песни и шутки,— такие герои ничего не боятся: ни сельского голову, ни черта, ни дьявола («Ночь перед рождеством», «Майская ночь…», «Пропавшая грамота»). В этих повестях стиль, повествовательная манера связаны с украинскими народными песнями, пословицами, шутками, с комедиями отца писателя В. И. Гоголя, с традициями «Энеиды» И. П. Котляревского с ее вольнолюбием, юмором, сатирическими зарисовками. Гоголь использует весь этот хорошо знакомый ему жизненный и литературный материал не просто для создания «этнографического колорита», как это бывало у некоторых его современников. Он не пересказывает какой-либо определенный фольклорный сюжет, а воссоздает поэтическую картину жизни Украины. Молодой писатель вводил читателей в новый для них мир, знакомил с пленительной украинской природой, ее историей и современным бытом. Народность здесь проявлялась не в описании «сарафана», как писал впоследствии Гоголь, а в глубине понимания и изображения «духа народа».
Страница: [ 1 ] 2