"Старинная мечтательная жизнь "
Страница: 1 [ 2 ] 3
В статье Е.Ю. Полтавец и Н.В. Недзвицкого \"Криптография любви. Рассказ И. Бунина \"Чистый понедельник\" это предположение подтверждается: \"Подчеркнутая детализация в описании комнат и наряда героини содержит мотивы магического действа: \"черный дьявольский цвет платья и зловещий угольный бархат глаз\", \"лоснящиеся косички\" и \"припудренные щеки\" - намек на волшебную мазь ведьм, раздающиеся в квартире звуки сомнамбулически-блаженной \"Лунной сонаты\", аналога гипнотизирующей ведьму луны\".
Также в рассказе автором используется лунный свет, значение которого объясняется в этой же статье: \"Лунный свет является знаком несчастной любви. Луна, освещающая влюбленных, предвещает им разлуку или даже смерть. Но в рассказе \"Чистый понедельник\" лунный свет, конечно, символизирует и дьявольский соблазн. Героиня принимает участие в шабаше, и это в чистый понедельник, день поста, покаяния и замаливания грехов! Поистине против Христа Спасителя!\"
Не только в развлечениях думает героиня, мысль о Боге, о церкви проскальзывает в ее голове. Не зря Бунин упоминает о соборах Василия Блаженного и Спаса-на-Бору, Новодевичьем монастыре, храме Христа Спасителя, Марфо-Мариинской обители. Эта деталь в тексте указывает на нравственную чистоту души, говоря этим о кульминации рассказа, то есть об уходе девушки в монастырь.
В тексте прослеживается метание героини между очищением и грехопадением. Это мы можем увидеть в описании губ и щек; \"Черный пушок над губой и розовый янтарь щек\". Сначала кажется, что героиня только задумывается об уходе в монастырь, посещает рестораны, пьет, курит, но затем резко меняет свои взгляды и неожиданно отправляется служить Богу. С монастырем связана духовная чистота, отречение от грешного мира, от мира жестокостей, безнравственности. Известно, что белый цвет символизирует чистоту. Поэтому после ухода героини в монастырь писатель отдает предпочтение именно этому цветовому оттенку, указывая на очищение, перерождение души. В последнем абзаце слово \"белый\" употребляется четыре раза, указывая на идею рассказа, то есть на перерождение души, переход от греха, черноты жизни к духовной, нравственной чистоте. Так прослеживается движение от \"черного\" к \"белому\" - от греха к чистоте.
Фольклористы давно знают, что сюжетов на свете в принципе очень мало. Еще ни один писатель не удостоился чести войти в историю мировой литературы благодаря одному лишь сюжетному мастерству и разнообразию. Бунину удавалось создать образ неожиданным сочетанием слов, умолчанием, намеком, передать атмосферу зыбкости, непрочности и обреченности чувства при помощи всей накопленной за несколько веков силы родного языка. Недаром так пристрастно и недоброжелательно относился к его прозе Набоков: Бунин максимально приблизился к той делянке, на которую автор \"Весны в Фиальте\" никого не хотел пускать.
Бунинский мир в \"Темных аллеях\" четко делится на мужской и женский.
Страница: 1 [ 2 ] 3