"Образ возлюбленной в лирике А.А. Блока"
Страница: 1 [ 2 ]
, пусть уже и не такое возвышенное, чувство стремления.
В следующем цикле стихов о любви «Снежная маска» образ возлюбленной и чувство к ней становится уже совершенно другим. Этот цикл посвящен Наталье Николаевне Волоховой -актрисе театра В.Ф. Комиссаржевской. В этом цикле все появляется очень интересный образ змеи, соотнесенный с образом возлюбленной: «в тяжелозмейных волосах», «змеишься», «на конце ботинки узкой дремлет тихая змея». Этот образ-символ заставляет нас вспомнить сказку Гофмана «Золотой горшок» и, вообще, говорит о заколдованности, таинственности, мистичности образа возлюбленной.
Но для меня неразделимы С тобою - ночь и мгла реки...
Женщина в этом цикле любима уже не платонической любовью, поэтому так часто в цикле встречается и мотив страстного поцелуя. Хотя сам автор намекает нам на то, что это чувство скорее не любовь, но игра: «Я опрокинут в темных струях // И вновь вдыхаю, не любя...» Отсюда символ маски. Снег и снежные бури говорят нам об отсутствии того теплого и солнечного чувства, которым был пронизан цикл «Стихи о Прекрасной Даме».
Тема страстной любви, «цыганской стихии» получила отражение в цикле «Кармен», посвященном оперной певице Любови Александровне Дельмас (стихотворения «Последнее напутствие», «Королевна», «Я помню нежность ваших плеч...», «Была ты всех ярче, верней и прелестней...», поэма «Соловьиный сад»). Буйство красок и страстей характеризует этот циклю. И в нем мы видим, конечно, уже совсем другое раскрытие образа. Во-первых, Блок вводит портретные черты героини: «золотокудрей», «зубов жемчужный ряд», чуткость нервных рук и плеч. Во-вторых, это уже совсем другая, демоническая женщина.
Что общего у этого образа с Прекрасной Дамой, Незнакомкой и женщиной-змеей? Образ Кармен также символичен. Он сплетает в себе три линии: черты реальной женщины, черты героини Мериме и черты героини оперы Бизе. Новая трактовка в развитии женского образа в том, что Блок видит в ней равного себе человека. Кармен похожа на него, так как также живет ситуацией двоемирия. Мир Кармен он делит на «здесь» и «там».
Образ возлюбленный в лирике Блока плавно развивается от призрачного и воздушного существа до огненно-демонической женщины, при этом как бы материализуясь, то есть, приобретая физические и материальные признаки, но при этом основой блоковских женских образов всегда остается их символичность
Страница: 1 [ 2 ]