"Духовный путь Александра Блока"
Страница: 1 [ 2 ] 3
которые совмещены в душе лирического героя.
С удивительным постоянством в стихах этого цикла появляется мотив смерти. Жизнь сравнивается с восковой куклой, герой живет в постоянном предчувствии остановки жизни, прихода власти хаоса. Поэт чувствует “отдаленного восстанья приближающийся гул”, ожидает прорыв стихии.
Цикл “Снежная маска” разделен на два одинаково важных подцикла: “Снега” и “Маски”. Снега — это олицетворение вихря, стихии, неограниченности, хаоса. Маска же появляется потому, что в мировом водовороте человек постепенно теряет свое лицо:
Возврати мне, маска, душу,
Горе светлое мое!
Весь цикл объединяет образ мирового вихря, который позже наиболее полно воплотится в поэме “Двенадцать”.
В цикле “Фаина” лирический герой А. Блока получает новое мировосприятие. “Пала темная вуаль...”, и герой вновь обращается к жизни. Мотив встречи с жизнью, судьбой становится ведущим в стихах этого цикла. Но жизнь уже воспринимается по-другому, она являет собой удивительное слияние противоречий (“Осенняя любовь”). А. Блок переосмысливает понимание поэзии, теперь он видит, что она всегда меньше жизни, а поэт “любит небо и землю” меньше, “чем рифмованные и нерифмованные речи о земле и небе”. С этим ощущением узости поэзии связано и появление в цикле “Фаина” стихов, написанных вольным стихом — верлибром.
Так постепенно вызревает основная мысль, нашедшая воплощение в третьей книге стихов А. Блока, — мир несовершенен, но переделать его невозможно, необходимо лишь любыми средствами попытаться его понять. “План третьей книги моих стихов — неизбежная драматическая последовательность жизни”, — записывает поэт в 1908 году. В последней книге лирики Александр Александрович исследует человеческую душу, в стихах появляется мотив двойника — человека, говорящего правду о жизни лирического героя.
Цикл “Страшный мир” символизирует пробуждение лирического героя, осознание им реальности страшного мира. Названия стихов этого цикла говорят сами за себя: “Песнь ада”: “Пляски смерти”, “Унижение”. Во всем ощущается замкнутость, движение лишь механическое:
Ночь, улица, фонарь, аптека,
Бессмысленный и тусклый свет.
Живи еще хоть четверть века —
Все будет так. Исхода нет.
В цикле “Возмездие” основной темой становится тема памяти. Забвение подобно смерти (“О доблестях, о подвигах, о славе...”), но при этом память — это всегда возмездие, которого человек не может избежать (“Шаги командора”).
Цикл “Ямбы” снова символизирует для А. Блока одно из явлений нового мира, нового космоса, потому что в этих стихах поэт показывает рождение гражданина, человека общественного. Лирический герой А. Блока воплощает в своей судьбе мировые закономерности. Он стремился постичь космос, но пришел к убеждению, что это невозможно, и возвращается к жизни общественной. Стихи этого цикла рождены негодованием:
Пускай зовут: Забудь, поэт!
Вернись в красивые уюты!
Нет! Лучше сгинуть в стуже лютой!
Уюта — нет. Покоя — нет.
В цикле “Итальянские стихи” Александр Блок пытается постичь свой собственный мир, мир своей родины через познание страны чужой, новой отчизны.
Страница: 1 [ 2 ] 3