Блок "Страшный мир" - сочинение "«Страшный мир, ты для сердца тесен…» "
Страница: [ 1 ] 2Здесь камни похожи на мыло,
А сталь похожа на жесть…
И слабость – как сила,
И правда – как лесть…
В. Цой
Нельзя жить в этом мире не ощутив на себе его пагубного влияния. Творчество А.А. Блока тому подтверждение. А как же иначе объяснить, что поэт покинул небесный мир Прекрасной Дамы и спустился на землю, населённую простыми людьми? Тут сыграла свою роль и эпоха. Войны, революции, всколыхнувшие всё тогдашнее общество; ломка векового уклада жизни, переоценка ценностей – вот неполный перечень испытаний, раздиравших нашу страну. Но, как мне кажется, сильнее всего повлиял переезд Блока из "благоуханной глуши" Шахматова в мрачный Петербург, где поэт своими глазами увидел всю грязь так называемого "реального мира", его противоречивые ужасы и ужасные противоречия. Неудивительно, что тема Прекрасной Дамы уступила место "Страшному миру".
"Страшный мир" действительно страшен. Это мир серых безжизненных громад зданий; укрытых тьмой улиц, площадей и периулочков, чёрных коробок фабрик ("Пётр", "Вечность бросила в город…", "Поднимаясь из тьмы погребов…", "Фабрика"); мир прогнивших окраин и вонючих канав ("Незнакомка").
Притом крайне сложно вглядеться во что-либо, словно пелена ужаса застит глаза. Населён он нищими, пьяницами "с глазами кроликов", гуляками, продажными женщинами, беспокойным морем гнущих спину рабочих. Этим "униженным и оскорблённым" Блок противопоставляет "сытых" - хотя и богатых материально, но весьма недалеких и духовно нищих людей. И вообще, все обитатели "страшного мира" нищи духовно. Лирический герой выглядит досадным (для мира) исключением. Он ещё сохранил в своей душе Человека. Лучше всего это отражено в "Незнакомке": трудности заставили героя опуститься на дно жизни, но вместе с тем он не может смириться с этим. Он пытается вырваться из этого мира, ибо чувствует его ложь.
Кстати, о лжи. Она самая доподлинная правда "страшного мира". И, как бы это ужасно не звучало, люди, точно паяц из "Баланчика", ничуть не скрывают этого. И не только не скрывают, но и смиряются с участью раба "страшного мира". А кто смирился, тот и вправду раб. В противоположность им, лирический герой не может предать своей правды, своей воли. Смирение для него равно поражению.
"Страшный мир" полон страшных контрастов и противоречий. Кажется, понесёшь спичку – будет взрыв. Это противопоставление правды и лжи, сгорбленных от непосильного труда рабочих и "сытых", векового порядка и закипающего моря революции. Но самое главное противоречие - несовместимость "страшного мира" и всего прекрасного. Таковое или вообще отсутствует, или же резко выделяется на фоне остального зла. К тому же, если что-то прекрасное каким-то чудом и окажется в этом мире, оно будет неумолимо раздавлено, словно та девушка из стихотворения "На железной дороге". Любви уж тем более нет места в этом мире.
Страница: [ 1 ] 2