Блок "О прекрасной даме" - сочинение "Эволюция образа Прекрасной Дамы в лирике А. Блока"
Страница: [ 1 ] 2 3Весь горизонт в огне, и близко появленье,
Но страшно мне — изменишь облик
Ты, И дерзкое возбудишь подозренъе,
Сменив в конце привычные черты.
А. Блок
С именем Блока в нашем представлении связан, прежде всего, образ романтического поэта, воспевающего в своих стихах идеальную возлюбленную, воплощение совершенной женственности и красоты. Появление этого мотива (скорее, даже лейтмотива раннего творчества автора) связано с эстетикой символизма и с философией и поэзией Вл. Соловьева. Учение последнего о Мировой Душе или Вечной Женственности, призванной обновить и возродить мир, прошло сквозь призму поэтического таланта Блока. При этом “Стихи о Прекрасной Даме” во многом автобиографичны, насколько это слово может быть применимо к поэтическому произведению. Блок воплотил в них интимно-лирические переживания своей юности. Любимая девушка становится в его стихах Святой, Пречистой Девой, символом женственности и красоты.
Весь цикл стихов о Прекрасной Даме пронизан пафосом целомудренной любви к женщине, рыцарского служения ей и преклонения перед него как перед олицетворением идеала духовной красоты, символом всего возвышенно-прекрасного. Героиня поэзии Блока видится герою не как земная женщина, а как божество. У нее несколько имен: Прекрасная Дама, Вечно Юная, Святая Дева, Владычица Вселенной. Она — небесная, таинственная, недоступная, отрешенная от земных бед:
Прозрачные, неведомые тени
К тебе плывут, и с ними
Ты плывешь,
В объятия лазурных сновидений,
Невнятных нам, —
Себя Ты отдаешь.
Она недоступна герою, потому что он — только человек, земной, грешный, смертный:
А здесь, внизу, в пыли, в уничиженъе,
Узрев на миг бессмертные черты,
Безвестный раб, исполнен вдохновенья,
Тебя поет. Его не знаешь Ты...
Лирический герой цикла, двойник поэта —
Порой слуга, порою милый, И вечно — раб.
Рыцарь, коленопреклоненный монах, раб, он свершает свое служение прекрасной царице, Пречистой Деве:
Вхожу я в темные осрамы,
Совершаю бедный обряд,
Там жду я Прекрасной Дамы
В мерцанье красных лампад.
Во всем герою чудится ее присутствие — в бездонной лазури неба, в весеннем ветре, в песне скрипки:
С той поры, что ни ночь, что ни день,
Надо мной твоя белая тень,
Запах белых цветов средь садов,
Шелест, легких шагов у прудов...
При этом героиня почти бесплотна, бестелесна, ее образ не предполагает ничего конкретного, “осязаемого”, ведь все земное ей чуждо:
Вот лицо возникает из кружев,
Возникает из кружев лицо...
Вот плывут ее вьюжные трели,
Звезды светлые шлейфом влача...
“Мне не слышны ни вздохи, ни речи”, — говорит герой.
Для описания объекта своего поклонения автор использует эпитеты типа “лучезарный”, “таинственный”, “несказанный”, “озаренный”, “отрадный”. Но в некоторых стихах о Прекрасной Даме ее образ принимает более конкретные, земные черты, лишенные налета мистики:
Встану я в утро туманное,
Солнце ударит в лицо.
Страница: [ 1 ] 2 3