Блок "Двенадцать" - сочинение "Прием контраста в поэме 12 Блока"
Страница: [ 1 ] 2 3Каждый из нас знает о событиях октября 1917 года. В учебниках истории эта дата обозначается не иначе как "Великая Октябрьская социалистическая революция". Нам, живущим в XXI веке, эта пафосная фраза мало что говорит. Нам, живущим в относительно стабильное и спокойное время, не понять тех, кто когда-то услышал "музыку революции", уловил "ветер перемен". Для них, отстаивающих свои права и свободы, это было воистину великим событием, историческим моментом, на всю жизнь запечатлевшимся в памяти.
Одним из величайших и талантливейших поэтов, творивших в то время, является Александр Александрович Блок. Он встретил события февраля, а потом и октября 1917 года восторженно. В отличие от многих своих соратников - поэтов и писателей, он повернулся к революции лицом; постарался понять и принять ее такой, какой она была. Видя в ней искры «мирового пожара», который вот-вот должен охватить и Европу, писатель придает ей особое, центральное место в своем творчестве. В этом «пожаре», как считает автор, должен сгореть «старый» мир со всей его несправедливостью и жестокостью. После этого, очистившись от всего отжившего и мертвого, Россия приобретет новый облик, настанет время «нового» мира. Многие его современники, писатели и поэты, и даже близкие друзья не поняли его - посчитали его взгляды предательскими. Но поэт не стремился приукрасить существующие реалии, он лишь хотел максимально точно и объективно описать события революции, скрупулезно занести, словно в личный дневник, все свои мысли и убеждения. Поэму "Двенадцать", написанную им в начале 1918 года, А. Блок посчитал своим лучшим творением.
В конце 19 века на смену реализму, как литературному течению, приходит новое направление - символизм. В своей основе новое течение имело идеалистическую концепцию двоемирия, а также творческие искания зарубежных поэтов-символистов. А. Блок идейно относился к так называемым "младшим символистам", деятельность которых приходилась на начало ХХ века.Сущность символизма составляли три элемента: мистическое содержание, символичные образы и идея параллельного сосуществования двух миров. Это и объясняет многие моменты в поэме. В основу произведения положена идея двоемирия, параллельного существования двух миров: "старого" и "нового", революционного. Между двумя мирами - конфликт, который неминуемо должен кончиться чьей-то гибелью.
"Старый" мир - это патриархально-помещичья Россия, существовавшая до революции вот уже несколько веков. Автор отождествляет ее с "барыней в каракулях", старушкой, непонимающей «зачем столько бумаги извели» на плакаты, «товарищем попом» и «писателем, витий». Все они - осколки буржуазного прошлого, отжившего.Собирательным образом, которым и представлен весь «старый» мир, является голодный, бездомный «шелудивый пес»:
Стоит буржуй, как пес голодный,
Стоит безмолвный, как вопрос,
И старый мир, как пес безродный,
Стоит за ним, поджавши хвост…
Пес бежит за красногвардейцами, патрулирующими ночные улицы, пытается вместе с ними пролезть в "новый" мир:
.
Страница: [ 1 ] 2 3