Блок "Двенадцать" - сочинение "Человек в революции"
Страница: [ 1 ] 2 3Бушует стихия. Волны всей своей мощью ударяются о прибрежные скалы и вдребезги разбиваются. Суровый
ветер несётся над бурлящей водой, срывая паруса одиноких кораблей, не успевших укрыться в порту. Некогда
безграничное пространство между небом и землёй сжимается, наполняется грязной смесью пыли, дождя и тумана.
Начинается шторм. Шторм всегда полон опасностей, ведь в это время море избавляется от всего того, что не может
бороться со стихией. Но, когда воздушный поток ослабевает и волны понемногу, чуть заметно, замедляют свой бег,
море, очистившись от всего инородного, преображается. Сквозь хмурые, грозные, чёрно-серые тучи пробивается луч
солнца — символ нового времени. Революция сродни шторму. Старое время остаётся в прошлом, перестаёт
существовать. На смену ему, влекомое ветром перемен, приходит новое время подобно тому, как день сменяется
ночью, а старый год — новым. Часы бьют двенадцать ударов. Одно время кончилось, а другое вот-вот должно
начаться. Во временной щели между прошлым и будущим сама собою заводится пёстрая путаница нашей памяти и
воображения. Александр Блок слышал "музыку революции", звуки нового времени, чувствовал магию эпохи и изложил
свои ощущения в поэме "Двенадцать". Это магическое число символизирует связь времён: старого и нового, дня и ночи.
Поэма от начала и до конца построена на контрасте:
Чёрный вечер.
Белый снег.
Эти цвета противоположны: чёрный символизирует тьму, пустоту, неизвестность; белый — свет, простоту,
открытость. Но и тот и другой символизируют вечность, доселе не познанное.
Цветовая гамма произведения небогата. Лишь три цвета, чёрный, белый и красный, использует А. Блок в этой поэме.
Они изменяются, преображаются. Бубновый туз, пунцовая родинка к концу произведения сменяются красным
(кровавым) флагом. Революция неизбежно несёт разрушение, даже крушение старого мира. Блок изображает детали,
характерные для дореволюционного общества: "еренки в чулке", "шоколад Миньон"… Все эти "буржуйские штучки"
должны остаться в прошлом. Им на смену приходит "свобода без креста". Олицетворение этой свободы — двенадцать
красногвардейцев с бубновыми тузами на спинах. Эта карточная масть — символ неволи, знак заключённых.
Революционный патруль в поэме уж никак не выступает в роли двенадцати апостолов. Напротив, красногвардейцы
шествуют гордой поступью по ночному городу вовсе не с целью защиты людей.
Запирайте етажи,
Нынче будут грабежи!
Вполне возможно, что эти псевдоапостолы — двенадцать самых настоящих разбойников, освобождённых
революцией. Они видят одну-единственную цель: установление революционного порядка. И тут все методы хороши: и
грабежи, и убийство дорогого тебе человека, и отречение от Бога. У революционеров свой Бог. Он появляется в самом
конце поэмы. Блок называет этого вождя Исусом Христом. Но Бог ли это? Неужели этот предводитель
псевдоапостолов, "с кровавым флагом", "в белом венчике из роз", и есть сын Бога? Имя Исус в сочетании с
противоречивой внешностью (цвет крови и "белый венчик из роз") выдают в предводителе красногвардейцев
антихриста.
Страница: [ 1 ] 2 3