"ИДЕЙНАЯ НАПРАВЛЕННОСТЬ РОМАНА Ф. М. ДОСТОЕВСКОГО «УНИЖЕННЫЕ И ОСКОРБЛЕННЫЕ»"
Страница: 1 [ 2 ] 3
т и мать Наташи, вынужден ная терпеть и уход дочери из дома, и гнев мужа. Но страдает i Наташа, любовь которой Достоевский изобразил в романе ка! самопожертвование. Во имя чувства к Алеше девушка забывае\' о своих прежних привязанностях, поступается собственным до стоинством. Достоевский высоко оценивает любовь Наташи, ви дит в ее поступке силу характера. Однако жизнь не приноси1 Наташе счастья. Она страдает и оттого, что отец проклял ее, i от вероломства князя. Но непосредственный виновник страда ний героини — не кто иной, как Алеша. Это он оторвал ее о семьи, опозоренной его же отцом; он обманул ее обещанием же ниться и бросил по настоянию отца ради богатой Кати. Казалось бы, есть все основания осудить виновника драм! Наташи — Алешу, но Достоевский этого не делает. В соотве! ствии с кодексом христианского гуманизма, писатель «смягчи ет» вину молодого человека. Рассказчик, писатель Иван Петре вич, от имени которого ведется повествование, смотрит н Алешу влюбленными глазами Наташи, он не видит эгоистичнс сти поведения героя, а порой даже любуется, восхищается Але шей и склонен все низкие поступки молодого князя толковат как безобидное проявление милой детскости. Автор застави свою обесчещенную героиню, обманутую возлюбленным, призь вать к жалости и прощению: «Не вини его (Алешу), Ваня,- перебила Наташа...— его судить нельзя как всех других... его воспитали не так. Разве он понимает, что делает?.. У него нет характера...» Здесь Достоевский совершенно явно проповедует христианскую идею прощения обидчикам нашим, и это ослабляет социальную остроту романа. Ханжество этой «христианской добродетели» тонко было подмечено Добролюбовым, у которого Алеша не вызвал симпатии. Некоторые современные критики выдвигают на первый план искренность Алеши и даже склонны провести линию от этого «барчука» к герою романа «Идиот» — Мышкину или Алеше Карамазову из «Братьев Карамазовых», но такая параллель не основательна. Сама по себе искренность не защищает человека от плохих поступков, не гарантирует от эгоизма, не делает его безупречным. Да, Алеша искренен и, пожалуй, даже добр, но в нем, в отличие от Мышкина, есть эгоизм, себялюбие. И это проявляется в отношении к Кате и в любви к Наташе, когда Алеша убеждает ее согласиться на его брак с богатой наследницей Катей. В его словах проявляется жуткая логика: раз Наташа любит его, значит, она должна любить и его счастье, то есть согласиться на его брак с Катей. Всем ходом сюжета автор доказывает, что, если бы Алеша был действительно на стороне Наташи, если бы его любовь была верной, сильной, лишенной эгоизма, никто бы не нарушил их счастья, и ни Наташа, ни ее родители не стали бы жертвами князя Валковского. Однако как моралист Достоевский не осуждает Алешу. Напротив, он в данном случае проповедует идею всепрощения, сделав носительницей ее — Наташу. Но современный читатель, чуждый смирению и всепрощению, не может смотреть на Алешу глазами героини. Он судит его по поступкам и делам. Наша оценка Алеши расходится с авторской.
Страница: 1 [ 2 ] 3