"Духовные поражения и победы героев Ф.М.Достоевского"
Страница: 1 2 [ 3 ]
обходимости на путь ничтожеств, прикрывающихся личинами величия, не будучи сами по природе своей ничтожными. Крушение Наполеона в Раскольникове, Ротшильда — в Аркадии Долгоруком воспринимаются как поражения. Но те же поражения оказываются и величайшими победами духовных начал в человеке над бесовством бездуховности, под какими бы привлекательными личинами оно ни скрывалось.
Достоевский прекрасно видел, как новая религия дьяволизма (образ, прочно вошедший в человеческое сознание как синоним обожествления денежного мешка), религия золотопоклонничества овладевает разрушенным сознанием его современников. Ротшильдовская идея подростка — идея паучья, не он владеет ею, но она им, она "вцепилась" в него, он одержим ею и вместе с тем ощущает "адский стыд" за себя, осознает, что "летит в яму". Вместе с тем подросток, как и Раскольников — духовно живые люди: "ребенок", "дите" в них сопротивляется власти беса-паука.
Дите, как и паук, тоже один из важнейших ключевых образов-символов, нервный узел единой стилевой системы мира Достоевского, сопряженный с рядом "Христа", "живой жизни" — "клейких листочков", "истины", "совести", "красоты" (той, что "мир спасет") "Земли", "России", "гармонии", "идеала Мадонны"
Страница: 1 2 [ 3 ]