Достоевский "Идиот" - сочинение "В чем своеобразие характера главного героя романа Ф. М. Достоевского «Идиот»"
Страница: [ 1 ] 2В одном из писем Ф. М. Достоевский признавался в своем желании изобразить «вполне прекрасного человека». В то же время писатель сознавал, что задача эта чрезвычайно трудна. Воплощение прекрасного — это вопрос об идеале. Но в обществе, где происходит падение нравственности, где совершаются страшные преступления, такого идеала нет. Достоевский приходит к выводу, что «на свете есть одно только положительно прекрасное лицо — Христос». Следовательно, герой нового романа должен был максимально к нему приблизиться.
В 1868 г. появляется роман «Идиот». В чудовищный мир денег, расчета и фальши приходит князь Лев Николаевич Мышкин — человек, наделенный исключительной нравственной чистотой. В его образе ясно ощущается авторский ориентир: Мышкин, подобно Христу, чужд эгоизма, свободен от гордыни, готов пожертвовать всем ради ближнего. Именно это, а вовсе не наличие психической болезни (идиотизма как такового в романе нет) и отличает князя от окружающих. Вокруг все помешаны на деньгах. Если Ганя Иволгин подумывает о женитьбе на Настасье Филипповне Ба-рашковой, точнее, о семидесяти пяти тысячах, которые получит в этом случае от Тонкого, то Мышкин появляется со скромным узелком, а, получив наследство, тут же раздает его. Поведение князя кажется странным, причем не только героям романа, но и нам, его читателям. А на самом деле оно наиболее естественно. Мышкин не творит собственных законов — он просто живет согласно учению Христа. Кому не известны слова: «Но кто ударит тебя в правую щеку твою, обрати к нему и левую»? Но одно дело — проповеди, другое — следование им. Вот почему сдержанность князя так сильно действует на окружающих. Когда Ганя собирался ударить свою сестру Варвару, за нее вступился Мышкин, за что и получил пощечину от взбешенного Иволгина. «О, как вы будете стыдиться своего поступка!» — восклицает князь. Его кротость, евангельская реакция на пощечину потрясает.
Источником духовного роста человека Достоевский считал пробуждение любви к ближнему. Другой «положительно прекрасный» герой писателя, Алеша Карамазов, замечает, что именно ближнего любить труднее всего, сложнее, чем человечество в целом. Мышкину же одинаково близки все люди, его сердце в равной степени открыто для каждого — будь то лакей в доме Епанчиных, «бунтующий» Ипполит, мечущаяся Настасья Филипповна, гордая Аглая или необузданный Рогожин. Любовь для Мышкина — «начальная и конечная точка духовного света» (А. П. Скафтымов), позволяющая увидеть в людях то, чего не замечают другие, что скрыто за гордостью и самолюбием. Настасья Филипповна для всех — женщина ослепительной красоты и экзальтированного поведения. Мышкина же при взгляде на ее портрет изумляет не столько ее незаурядная внешность, сколько выражение затаенного страдания, контраст между «необъятной гордостью, презрением, почти ненавистью» и простотой, даже наивностью. И если в Рогожине все видят «мужика» в грязных сапогах, то Мышкину открываются страдания Парфепа из-за унижения его «королевой», внутреннее смятение, глубинная причина которого — потеря веры.
Страница: [ 1 ] 2