Достоевский "Идиот" - сочинение "Отзыв о романе Ф.М. Достоевского "Идиот""
Страница: [ 1 ] 2«Жил на свете рыцарь бедный,
Молчаливый и постой,
С виду сумрачный и бледный,
Духом смелый и прямой».
А.С. Пушкин
Роман Федора Михайловича Достоевского «Идиот» является одним из моих любимых произведений. Он был написан во время долгого путешествия по Европе, поэтому в романе находит отражение как западный образ жизни времен девятнадцатого века, так и российский. Немаловажную роль в романе также играет описание природы Швейцарии и России.
Федор Михайлович задумал написать роман о «положительно прекрасном человеке», но это очень сложная работа, за которую Достоевский боялся взяться, так как «идеал... еще далеко не выработался». Это делает роман более интересным. Герой романа князь Мышкин — «князь Христос», выросший вдали от общества и даже не предполагающий, насколько антигуманно, эгоистично и замкнуто светское общество. Судьба князя во многом сходна с судьбой Иисуса Христа.
Создание образа главного героя оказалось для Достоевского трудной задачей. Князь Мышкин доверчиво и открыто идет к людям, надеясь помочь им в несчастьях, облегчить жизнь. Например, в гостях у Епанчиных он видит портрет женщины, лицо которой прекрасно и в то же время отражает глубокое внутреннее страдание. Князь с легкостью смог это определить при первом же взгляде на картину. Эта женщина - Настасья Филипповна, натура глубокая, страстная, неординарная и страдающая. Она унижена Тоцким который содержал ее. И вот теперь ею хотят «торговать», как вещью. Однако она находит в себе силы противостоять Тоцкому и даже запугать его. Князь появляется в тот момент, когда Настасья Филипповна, испытывая боль и оскорбление от унизительных торгов, решает бросить всем вызов, шокирует общество своим поведением.
Главная беда общества, в которое попадает князь Мышкин, — это всеобщая «разъединенность», разобщенность. Эта идея выражается словами Лебедева: «Богатства больше, но силы меньше - связующей мысли не стало». «Связующую мысль» и хочет внести князь Мышкин. Но это ему не удается – скорее наоборот, желая примирить людей, он разъединяет их своим посредничеством и еще больше ссорит. Своим появлением князь Мышкин как бы усиливает борьбу между добром и злом, происходящую в душах людей. Настасья Филипповна переходит от мечты о чистой и праведной жизни к страданию от невозможности ее осуществить, и становится циничной и бессердечной женщиной. Мировоззрение и отношение к людям Рогожина меняются очень быстро: сначала он братается с князем, и уже вскоре хочет его убить, а затем опять считает его лучшим другом. Ганя Иволгин меняется, на мой взгляд, в правильном направлении: сначала хочет жениться на Настасье Филипповне ради денег, затем находит в себе силы отказаться от них. Ничтожный, жалкий и смешной Лебедев вдруг осознает низость своего падения, даже его сердце способно сжаться от сочувствия душе другого человека, которого «до судорог» довели. Герои романа, общаясь с князем Мышкиным, обнаруживают то высокое, что когда-то было в каждом из них и что оказалось загубленным жизнью. Он пытается пробудить в них светлые чувства и помочь им преодолеть те отрицательные черты, которые издавна присущи светскому обществу.
Страница: [ 1 ] 2