"Художественная автобиография Михаила Булгакова "
Страница: 1 2 [ 3 ] 4 5 6
м цветом\" (по названиям, конечно, а не по содержанию) и совершенно непонятна ситуация с \"Набросками земского врача\" и \"Зеленым змием\" - самостоятельные ли это сочинения или речь идет о двух названиях одной и той же вещи...
Переехав осенью того же года в Москву, Булгаков не бросил работу над начатыми ранее сочинениями, хотя условий для этого не было абсолютно никаких. В письме к матери от 17 ноября он сообщал: \"По ночам урывками пишу \"Записки земского врача\". Может выйти солидная вещь. Обрабатываю \"Недуг\". Но времени, времени нет! Вот что больно для меня!\" Весьма важным является следующее дневниковое свидетельство Ю.Л. Слезкина: \"По приезде своем в Москву мы опять встретились с Булгаковым, хотя последнее время во Владикавказе между нами пробежала черная кошка... Жил тогда Миша бедно, в темноватой, сырой комнате большого дома на Садовой... Читал свой роман о каком-то наркомане и повесть о докторе - что-то очень скучное и растянутое...\" Любопытна и еще одна запись в дневнике Слезкина о владикавказском периоде: \"...во Владикавказе Булгаков поставил при моем содействии... \"Братьев Турбиных\"... Действие происходит в революционные дни 1905 года, в семье Турбиных - один из братьев был эфироманом...\" Так что тема, связанная с психологией наркомана, в течение нескольких лет разрабатывалась Булгаковым.
И все же на этом обрывается информационная нить о работе Булгакова над сочинениями \"медицинского\" цикла. Несколько лет о них фактически не было упоминаний (вернее, пока такие сведения не найдены) и лишь в 1925 году в печати стали появляться рассказы, подготовленные на основе имевшегося у писателя богатейшего \"земского\" материала. Из тех же \"запасов\" родился и \"Морфий\". Некоторые исследователи полагают, что повесть \"Морфий\" есть не что иное, как усеченный \"Недуг\", но эти умозрительные заключения могут быть существенно подправлены при выявлении подлинных рукописей или иных первоисточников. Очевидно лишь одно - опубликованные \"Записки земского врача\" и \"Морфий\" представляют собой лишь часть из того раннего рукописного наследия писателя, которое еще не обнаружено. И именно та часть, которая могла появиться в свет в условиях того времени.
Исключительно важное значение имеют рассказы писателя о событиях 1918-1920 годов. Важны они прежде всего потому, что содержащиеся в них сведения зачастую являются единственными свидетельствовами о тех или иных фактах жизни писателя. Значение этих рассказов возрастает еще и по причине их фактографичности и документальности - они написаны на основе дневника писателя, который он вел, видимо, систематически и много лет. Таковыми являются и \"Необыкновенные приключения доктора\", и \"Записки на манжетах\", и \"Богема\".
Вместе с тем \"мемуарные рассказы\" свидетельствуют и о том, что писатель представил на суд читателей лишь часть своих дневниковых записей, которую можно было напечатать.
Страница: 1 2 [ 3 ] 4 5 6