Школьные сочинения по литературе




Статистика

Всего авторов - 394
Всего произведений - 2114
Всего сочинений - 12553


> Главная Сочинение "Христианские мотивы в прозе М. А. Булгакова"

"Христианские мотивы в прозе М. А. Булгакова"

Булгаков - все сочинения

Страница: 1  [ 2 ]  

ого, что он неверно записывает за мной». Вот они, важнейшие фразы! Вот булгаковское понимание Библии! Христос действительно жил на этом свете, но его последователи видели в нем то, что хотели видеть, а не то, что он являл собой на самом деле. В этой путанице во многом виноват бывший сборщик податей Левий Матвей, в котором мы без труда узнаем того самого евангельского Матфея, от чьего лица и открывается Новый Завет.
И дальнейшее развитие романа о Понтии Пилате помогает нам увидеть, что Булгаков ни в коем случае не оспаривает Библию, но пытается показать, что она была писана людьми, поэтому не стоит понимать все буквально. Ибо люди грешны, они не могут не ошибаться, потому что они несовершенны. Памятна в этом случае сцена разговора Пилата с Афранием после казни разбойников и вместе с ними невинного Иешуа. Афраний в глаза врет прокуратору, рассказывая о поведении Га-Ноцри на кресте. Он говорит примерно то, что мы сейчас читаем в Библии. На самом же деле, Иешуа почти сразу же потерял сознание и мучился меньше других. Игемону же была сообщена ложная информация, скорее всего из-за политических дрязг.
Я думаю, что своим произведением Булгаков хотел сказать, что не так важны всевозможные внешние ритуалы и закостеневшие традиции, сколько глубокая внутренняя вера человека во что-то лучшее. Хочется по аналогии привести здесь пример из романа: Иван Бездомный, отправляясь в «крестовый поход» с целью изловить опасного иностранца, и уже понимая, что тот замешан с какими-то темными силами, находит бумажную иконку и прикрепляет ее к своей груди. Здесь автор иронизирует по поводу пристрастия людей к всевозможным символам, особенно ярко это проявляется в религии. Вера должна быть внутри человека, а не проецироваться на различные религиозные атрибуты.
Также по-своему Булгаков трактует и образ сатаны. Воланд не есть абсолютное зло, он скорее абсолютная справедливость. Пройдясь по Москве, он не наказывает никого лишнего, от его руки страдают лишь жулики, шарлатаны, люди, потерявшие всякую совесть. Дьявол может как наказывать, так и награждать. Мастер не был достоин света, который ему могли бы дать божественные силы, он оказался достоин покоя, а это уже привилегия Мессира. Подчеркивая свою значимость в устройстве мироздания, Воланд говорит Левию Матвею, что абсолютный свет, как и абсолютное добро, невозможны в этом мире. «Не будешь ли ты так добр подумать над вопросом: что бы делало твое добро, если бы не существовало зла, и как бы выглядела земля, если бы с нее исчезли тени? Ведь тени получаются от предметов и людей...»
Итак, мы можем увидеть, что в творчестве Михаила Афанасьевича Булгакова преобладают христианские мотивы. Но его отношение к религии непривычно, интересно. Он не отрицает христианство, наоборот, говорит о том, Иисус жил на свете, только все было немножко по-другому. И мне его трактовки в какой-то степени очень близки.


Страница: 1  [ 2 ]  






© Школьные сочинения по литературе      
Hosted by uCoz