"Влияние Салтыкова-Щедрина на творчество Булгакова"
Страница: 1 [ 2 ] 3
Салтыкова, причем немедленно добился результатов: мне не однажды приходилось ссориться с окружающими и выслушивать горькие укоризны. Когда я стал взрослым, мне открылась ужасная истина. Атаманы-молодцы, беспутные Клемантинки, рукосуи и лапотники, майор Прыщ и бывший Прохвост Угрюм-Бурчеев пережили Салтыкова-Щедрина. Тогда мой взгляд на окружающее стал траурным\".
В связи с вопросом анкеты об оценке С.-Щ. в контексте задач создания советской сатиры автор \"Роковых яиц\" и \"Собачьего сердца\" не только рекомендовал \"усиленное изучение Щедрина\" \"каждому из советских сатириков\", но и поделился мыслями, выстраданными на собственной шкуре: \"...Всякие попытки создать сатиру обречены на полнейшую неудачу. Ее нельзя создать. Она создается сама собой, внезапно. Она создается тогда, когда появится писатель, который сочтет несовершенной текущую жизнь и, негодуя, приступит к художественному обличению ее. Полагаю, что путь такого художника будет весьма и весьма труден\".
Булгаков сознавал свое духовное родство с С.-Щ., родство, связанное со сходным положением обоих в литературно-общественной жизни, и это при том, что конкретных параллелей с щедринским творчеством у него почти нет. Сходство скорее на уровне сатирических приемов, а не конкретных образов.
У С.-Щ. не найти таких булгаковских типов как Рокк из \"Роковых яиц\" или Шариков из \"Собачьего сердца\", а у Булгакова нет градоначальников из \"Истории одного города\". Если у С.-Щ. зло персонифицировано в ряде колоритных, из жизни взятых героев, то у Булгакова в сатирических повестях оно чаще обезличено, предстает в виде бездушной государственной машины, противостоящей страдающим от нее интеллигентам и служащим, вроде делопроизводителя Короткова в \"Дьяволиаде\", профессоров Персикова и Преображенского в \"Роковых яйцах\" и \"Собачьем сердце\", Мастера в \"Мастере и Маргарите\".
Дело здесь в различии характера эпох, в которые творили оба писателя. Расцвет творчества С.-Щ. приходится на царствование Александра II (1855-1881), время великих реформ, когда, несмотря на цензурные препоны и преследования, и общество и власть до определенной степени испытывали потребность в сатире, реагировали на критику.
Во времена Булгакова уже к концу 20-х годов, с окончательным становлением тоталитарного режима, всякая критика власти стала невозможной и опасной, нужда в сатире практически отпала. Позднее, 6 января 1955 г. вдова писателя Е. С. Булгакова писала поэту Самуилу Маршаку (1887-1964) по поводу II съезда Союза советских писателей: \"Кажется, Эренбург сказал на съезде: - воображаю, как бы встретили на улице Воровского (в Союзе советских писателей) Маяковского с его первыми стихами! - А я добавлю: - и Салтыкова-Щедрина и Гоголя!\"
Когда-то выдающийся русский физиолог И. М. Сеченов (1829-1905) произнес тост за С.-Щ. как за \"величайшего диагноста\". Булгаков, сам врач по образованию и первой профессии, часто делает медиками или биологами своих героев - автора в \"Записках юного врача\", Персикова в \"Роковых яйцах\", Преображенского в \"Собачьем сердце\".
Страница: 1 [ 2 ] 3