"Торгует тот мелкими чувствами, кто сердце всем на показ открывает"
Страница: [ 1 ] 2
Человеческие чувства. Мелкие они или высокие, но они руководят человеком и его поступками. Сами чувства дают духовную пищу человеку, обогащают его или унижают. Ведь и величие человека измеряется не ростом и телосложением, а силой его чувств. И даже чувства собственной значимости и человеческого достоинства свойственны, к сожалению, не всем людям.
Но стоит отдать должное эпохе Возрождения, которая обогатила человека такими шедеврами, которые высветили настоящую силу человеческих чувств.
Рассматривая произведения Вильяма Шекспира, понимаешь, какой глубиной мысли руководствовался драматург, изображая человеческие чувства. Кажется, что сам он мог проникнуться чувствами своих героев. И герои они не за названием, а через чрезвычайную силу, которая им дана автором. Но каждый персонаж Шекспира воспринимается в неразрывном единстве со своей эпохой. Кажется, что для трагедии «Ромео и Джульетта» было достаточно самих лишь чувств, но автор изобразил и город-государство Верону, и противоборство семей, и уличные бои, и баллы, и молодежные вечеринки.
Но герои Шекспира, независимо от места и времени, - это его современники. Даже обиды античных персонажей несут отпечаток эпохи Возрождения. И этот отпечаток проявляется именно в чувствах. Хотя коренные конфликтов, в которых находятся герои, является социальными, однако трагедии этих героев сугубо человеческие. Человеческое величие — в вечном противоречии с человеческими изъянами и недостатками. Разве что Макбета можно зачесть к ворам, а все последние — просто люди. Но важно, что груз, который лежит на душе у каждого персонажа, он несет по-своему.
И нередко семейная драма становится драмой целого государства. Это мы наблюдаем и в «Гамлете», и в «Короле Лире». И человеческие страсти, которые возникают во дворце короля Лира, захватывают все действующие лица, не щадят ни отца, ни брата, ни сестры, ни мужчины. Война не на жизнь, а на смерть стирает и старческую седину, и цветущую молодость.
Сущность человека, ее место в жизни и ее вес в обществе — вот в чем эта трагедия.
Дело в том, что герои произведения нарушили законы, за которыми происходят все общественные связки, за которыми дети подчиняются родителям, а родители беспокоятся о них, за которыми подданные подчиняются королю, а король беспокоится о них. В трагедии «Король Лир» отец выгоняет из дома дочь, две другие выгоняют из дома отца, одна сестра отравляет другую, наименьшая дочь идет войной на собственную родину. То же происходит и с подданными, где Глостер выгоняет сына, а незаконный сын истязает отца. Но есть в произведении и другие чувства. Корделия не унижает своего достоинства подхалимством к отцу, при всем народе сознаваясь ему в своих чувствах, которые считает полностью интимными. И потому она остается изгнанницей. Корделия, Эдгар, Кент, королевский шут — люди, преисполненные понимания, внутреннего благородства и человеческих прав.
Два полярных мира, один — изгнанников, другой — богатства и власти, добытых льстивой торговлей чувствамиГонерильи, Регани, Корнуола и Едмонда.
Страница: [ 1 ] 2