"Тема любви в лирике А.А. Блока"
Страница: [ 1 ] 2
Литературное наследие Блока обширно и многообразно, оно уже давно стало частью нашей культуры и жизни. Любовь - определяющая тема в творчестве великого русского поэта. От первого цикла «Стихи о Прекрасной Даме» до «Кармен» проносит поэт сложное и противоречивое чувство любви. Нельзя определить его однозначно, так как с течением времени оно изменялось.
Первую книгу поэт создал под сильным влиянием философских идей Владимира Соловьева. В этом учении поэта привлекают представления об идеале, о стремлении к нему как воплощению Вечной Женственности - красоты и гармонии. Своему идеальному образу Блок дает имя -Прекрасная Дама. Она и Древняя Дева, и Заря, Купина, Вечная жена и просто «ласковая, милая», «вечно молодая». Миф о Софии, Мировой Душе, становясь темой лирических стихотворений, делал неузнаваемой связанную с ней традиционную природную, и в частности «лунную» символику и атрибутику (героиня появляется в вышине, на вечернем небосклоне, белая, источник света, рассыпает жемчуга, всплывает, исчезает с появлением солнца).
Этот мифологический аспект ранней лирики Блока до сих пор не вполне осознан ни читателями, ни исследователями его творчества. Весь цикл «Стихов о Прекрасной Даме» пронизан искренним чувством любви. Но что это за чувство? В чем его особенность? Несмотря на то, что в основе цикла лежит автобиографический факт - роман поэта с его будущей женой Любовью Дмитриевной Менделеевой, - необходимо отметить, что лирический герой влюблен не в реальную, а в идеальную женщину, в некий образ.
Ты горишь над высокой горою,
Недоступна в Своем терему.
Я примчуся вечерней порою,
В упоень и мечту обниму...
К этому странному чувству примешивается и религиозная любовь. Герой любит Прекрасную Даму не как мужчина любит женщину, а как человек любит и преклоняется перед чем-то ему недоступным, прекрасным и великим. Эту любовь можно назвать божественной. В ней нет ни капельки пошлости и приземленности. «Стихи о Прекрасной Даме» также отчетливо выявили трагическую неосуществимость жизненной гармонии (мотивы «кощунственных» сомнений не только в собственной призванности, но и в самой возлюбленной, способной «изменить облик»).
Преломление и изменение темы любви мы наблюдаем в цикле «Снежная маска», посвященном актрисе Наталье Николаевне Волоховой, игравшей одну из ролей в первой драме Блока «Балаганчик», поставленной в театре Комиссаржевской Всеволодом Мейерхольдом. Прекрасная Дама здесь превращается в Снежную Деву, а, следовательно, и изменяется чувство героя к ней. Теперь уже это не то обожествляющее преклонение. Мы видим перед собой женщину с уже более отчетливо проступающими чертами. Если в первом цикле не было и намека на то, чтобы приблизиться к объекту своей любви, то в этом цикле герой общается с ней как с живым реальным человеком.
И как, глядясь в живые струи
Не увидать себя в венце?
Твои не вспомнить поцелуи
На запрокинутом лице?
Любовь в цикле лишилась той светлой силы, коей она была наполнена в «Стихах о Прекрасной Даме». Это новое чувствопохоже на снежную вьюгу, оно уносит героя в темные дали, но не дает счастья и удовлетворения: Я так устал от ласк подруги
На застывающей земле.
Страница: [ 1 ] 2