Школьные сочинения по литературе




Статистика

Всего авторов - 394
Всего произведений - 2114
Всего сочинений - 12553


> Главная Сочинение "Нравственная проблематика лирики А.Т. Твардовского"

"Нравственная проблематика лирики А.Т. Твардовского"

Твардовский - все сочинения

Страница: [ 1 ]  2  

В любом произведении литературы существуют темы и проблематика. Что это такое? Тема в произведении - это данность, предмет речи, а проблематика - личный взгляд автора на эту данность, сфера, в которой проявляется индивидуальный взгляд автора на понимание мира и человека. Человек в поисках личности, процесс идейного самоопределения - важнейшие понятия с точки зрения нравственной проблематики. В лирике мы имеем дело с нравственными исканиями лирического героя, в которых отражается судьба самого автора.
Итак, проблематика - это комплекс проблем. В лирике Твардовского особенно ярко отражаются проблемы отношения к павшим на войне («Я убит подо Ржевом...», «Я знаю, никакой моей вины...»), проблема связи поколений, которая была трагически разорвана («Братья», «Памяти матери», «По праву памяти»), проблемы ответственности за жизнь и страдания окружающих («К обидам горьким собственной персоны...»).
Тема войны вообще очень важна для Твардовского. Нужно отметить, что в «Василии Теркине» автор не поднимает нравственную проблему убийства на войне. Поэтому мы и не можем, по прочтению поэмы, составить свое мнение о позиции Твардовского по этому вопросу.
Стихотворение «Я убит подо Ржевом...» написано в 1945-1946 годах. Парадоксальная первая строчка обращения мертвого человека к живым сразу определяет весь тон произведения. Пребывание в небытии, там, «где корни слепые ищут корма во тьме», «где с облачком пыли ходит рожь на холме» описано не таинственно, а просто и безнадежно. Смерть по Твардовскому - это место, откуда не возвращаются. Стихотворение представляет собой обращение лирического героя к живым, сам он, русский солдат, погиб под Ржевом. Отрада у мертвых одна:
Что недаром боролись Мы за Родину-мать.
Твардовский не видит в смерти солдата трагедии. Трагедией для него стала бы победа немцев в войне. Большинство глаголов стоит во множественном числе, что указывает на обобщение: падший воин говорит от лица всех погибших. Значимость одной личности перед лицом врага и смерти приумаляется. Его уход - ничто во всечеловеческом масштабе. Такой вывод напрашивается по прочтению этого стихотворения.
В другом произведении «Я знаю, никакой моей вины...» проблема войны рассматривается уже с точки зрения живого, вернувшегося с фронта человека. Чувство вины и ответственности за окружающих - главное в стихотворении. Повисающая концовка «все же, все же, все же...» только усугубляет ощущение безысходности. Лирический герой задается риторическим вопросом: мог ли он сберечь тех, кто не пришел с войны? Конечно, нет, но чувство вины не оставляет героя и автора.
В своей поэме «По праву памяти» поэт ставит вопрос забвения. Вслед за Ахматовой он призывает не забывать то, что было, не закрывать глаза на правду. В цикле «Памяти матери» помимо темы забвения всплывает также и проблема смерти и преемственности поколений. Все произведение проникнуто грустью и безысходностью: лирический герой навсегда прощается с умершей матерью. Наиболее проникновенна последняя часть цикла. В ней Твардовский использует двойной символ перевозчика-водогребщика.


Страница: [ 1 ]  2  






© Школьные сочинения по литературе      
Hosted by uCoz