Школьные сочинения по литературе




Статистика

Всего авторов - 394
Всего произведений - 2114
Всего сочинений - 12553


> Главная Сочинение "Крестьянская и помещичья Русь в сказках М.Е. Салтыкова-Щедрина"

"Крестьянская и помещичья Русь в сказках М.Е. Салтыкова-Щедрина"

Салтыков-Щедрин - все сочинения

Страница: [ 1 ]  2  

«И как бы я ни был предан массам,
как бы ни болело мое сердце всеми
болями толпы, но я не могу
следовать за нею в ее близоруком
служении неразумию и произволу»
М.Е. Салтыков-Щедрин

Освобождение угнетенной народной массы от всех видов рабства было заветнейшей целью всей деятельности Салтыкова-Щедрина.
Когда Щедрин говорит о массе, народе, он прежде всего имеет в виду крестьянство.
В «Сказках» Салтыков-Щедрин воплотил свои многолетние наблюдения над жизнью закабаленного русского крестьянства, свои горькие раздумья над судьбами угнетенных масс, свои глубокие симпатии к трудовому человечеству и свои светлые надежды на силу народную. В этих произведениях противостоят две социальные силы: трудовой народ и его эксплуататоры. Народ выступает под масками добрых и беззащитных зверей и птиц (а часто и без маски, под именем «мужик»), эксплуататоры – в образах хищников.
Обобщенный образ труженика – кормильца России, которого мучают угнетатели, есть и в самых ранних сказках Щедрина: «Как один мужик двух генералов прокормил», «Дикий помещик».
В частности, в сказке «Дикий помещик» сатирик как бы обобщил свои мысли о реформе «освобождения» крестьян, содержащиеся во всех его произведениях 60-х годов. Он ставит здесь необычайно острую проблему пореформенных взаимоотношений дворян-крепостников и окончательно разоренного реформой крестьянства: «Скотинка на водопой выйдет – помещик кричит: моя вода! Курица за околицу выбредет – помещик кричит: моя земля! И земля, и вода, и воздух – все его стало! Лучины не стало мужику в светец зажечь, прута не стало, чем избу вымести. Вот и взмолились крестьяне всем миром к господу богу:
- Господи! Легче нам пропасть и с детьми малыми, нежели всю жизнь так маяться!»
Этот помещик, как и генералы из сказки, не имел никакого представления о труде. Брошенный своими крестьянами, он сразу превращается в грязное и дикое животное, он становится лесным хищником. И жизнь эта, в сущности, - продолжение его предыдущего хищнического существования. Внешний человеческий облик дикий помещик обретает снова лишь после того, как возвращаются его крестьяне. Ругая дикого помещика за глупость, исправник говорит ему, что без мужицких «податей и повинностей» государство «существовать не может», что без мужиков все умрут с голоду, «на базаре ни куска мяса, ни фунта хлеба купить нельзя», да и денег у господ не будет. Народ – созидатель богатства, а правящие классы лишь потребители этого богатства.
Простой народ в сказках Салтыкова-Щедрина задумывается над своей тяжкой долей, ведь он-то видит, что существующий строй обеспечивает счастье только богатым. Вот почему сюжет большинства сказок построен на острой классовой борьбе.
Об этом-то и говорится в сказке «Соседи», где главные действующие лица – крестьянин Иван Бедный и либеральный помещик Иван Богатый. Иван Богатый «сам ценностей не производил, но о распределении богатств очень благородно мыслил… А Иван Бедный о распределении богатств совсем не мыслил, но взамен того производил ценности». Обасоседа удивляются: так «хитро эта механика устроена», что «который человек постоянно в трудах находится, у того по праздникам пустые щи на столе; а который при полезном досуге состоит – у того и в будни щи с убоиной.


Страница: [ 1 ]  2  






© Школьные сочинения по литературе      
Hosted by uCoz