"ПРЕКРАСНАЯ ДАМА В ЛИРИКЕ А. А. БЛОКА"
Страница: [ 1 ] 2
Забудем дольний шум.
Явись ко мне без гнева,
Закатная, Таинственная Дева,
И завтра и вчера огнем соедини.
А. Блок
Лирика любви и природы, полная неясных предчувствий, таинственных намеков и иносказаний, — так можно охарак¬теризовать ранний период творчества Александра Блока, пре¬красного поэта серебряного века. В то время он был погружен в изучение идеалистической философии (особенно близка ока-залась ему теория Владимира Соловьева о двоемирии), которая проповедовала существование не только мира реального, но и некоего «сверхреального», высшего «мира идей», мира Вечной Женственности, Мировой Души. Сам Блок признавался, что им полностью овладевали «острые мистические пережива-ния», «волнение беспокойное и неопределенное». И наивыс¬шим достижением этого периода в творчестве поэта стал цикл стихотворений о Прекрасной Даме.
Блок творит некий миф о божественной Прекрасной Даме. Неизменным поклонником и почитателем «Владычицы вселен¬ной» становится лирический герой. Он сбегает из реального мира жестокости, несправедливости, насилия в неземной «соловьиный сад», в мир Прекрасной Дамы, который мистичен, нереален, полон тайн, загадок. Но это не значит, что он сер, невзрачен, блекл. Наоборот, краски, с помощью которых этот мир рождается и пред¬стает перед лирическим героем, ярки, насыщенны, эмоциональ¬ны. Это пурпурные, пунцовые, бордо, белые, сине-лазурные и даже золотые. Эти цвета сияют и переливаются, а значит, зажи¬гают все вокруг чудесным, сказочным и небывалым светом.
Так же великолепна, светла сама Прекрасная Дама. Но только попав в «рай», герой не осознает всей ее прелести, его чувства к ней еще \'туманны, пламя будущих страстей лишь зарождается в душе юного романтика. Он хочет прояснить образ фантастической Девы, «ворожит» над ней:
Ворожбой полоненные дни
Я лелею года,— не зови...
Лирический герой уже восхищается красотой Прекрасной Дамы, боготво¬рит ее. Но образ этот расплывчат, ведь он плод непрекращаю¬щихся фантазий героя. Он творит «Деву радужных ворот» только для себя, и зачастую в мифологизированном образе сквозят и земные черты:
Твое лицо мне так знакомо,
Как будто ты жила со мной...
...Я вижу тонкий профиль твой.
Юноша мечтает о встрече с Идеалом, видит в этом смысл жизни:
Ложится мгла на старые ступени...
Я озарен — я жду твоих шагов...
...Жду я Прекрасной Дамы
В мерцаньи красных лампад.
Он устремлен к ней всем своим существом, счастлив лишь от одного сознания, что она существует, все это и наделяет его сверхчувственным мироощущением. Сложны отношения Пре¬красной Дамы и героя, «я» — существа земного, устремлен¬ного душой в высь поднебесную, к Той, которая «течет в ряду иных светил».
Царевна не просто объект почитания, уважения молодого человека, она покорила его своей необычайной красотой, не¬земной прелестью, и он без памяти влюблен в нее, настолько, что становится рабом своих же чувств:
Твоих страстей повержен силой,
Под игом слаб.
Порой — слуга; порою — милый;
И вечно — раб.
Высокая любовьлирического героя — это любовь-прекло¬нение, сквозь которое лишь брезжит робкая надежда на гря¬дущее счастье:
Верю в Солнце Завета,
Вижу зори вдали.
Страница: [ 1 ] 2