Школьные сочинения по литературе




Статистика

Всего авторов - 394
Всего произведений - 2114
Всего сочинений - 12553


> Главная Сочинение "Н. Г. Помяловский (1835—1863)"

"Н. Г. Помяловский (1835—1863)"

Помяловский - все сочинения

Страница: [ 1 ]  2  

Н. Г. Помяловский (1835—1863) — сын дьячка. Получив образование в духовном училище, а затем и семинарии, он решительно отверг открывающуюся перед ним карьеру служителя церкви и посвятил всю свою недолгую жизнь литературе. Показательно, что крупнейшие свои произведения он отдает в ведущий демократический журнал эпохи — «Современник» определяя тем самым свое место в литературном движении эпохи.

Две повести Помяловского — «Мещанское счастье» (1861) и «Молотов» (1861) — являются воплощением одного и того же художественного замысла. Сделав одним из первых и русской литературе разночинца главным действующим лицом своих повестей, Помяловский стремился прояснить для читателя процесс социально-этического самосознания своего героя. Идейное столкновение «умственного пролетария» Молотова с либеральными помещиками Обросимовыми отражал тот процесс окончательного размежевания демократов и либералов, который привел к открытому конфликту в конце 50-х годов. О поисках разночинцем своего места в жизни идет речь во второй повести — «Молотов». Разрыв с Обросимовыми заставляет героя Помяловского задуматься о необходимости личной независимости, материальной обеспеченности. Так происходит эволюция Молотова к «благонамеренной чичиковщине». Писатель нисколько не идеализирует своего героя, показывая ограниченность его идеалов. Повесть заканчивается словами, заставляющими вспомнить финальную фразу гоголевской «Повести о том, как поссорились Иван Иванович с Иваном Никифоровичем»: «Тут и конец мещанскому счастью. Эх, господа, что-то скучно».

При создании своих повестей Помяловский использовал художественный опыт Тургенева, но одновременно и полемизировал с ним. Так, в отличие от автора «Рудина» и «Дворянского гнезда» структурным центром повестей Помяловского становится социальный, а не любовный конфликт. Повествование о реальных жизненных трудностях героя-разночинца, данного в процессе его духовного формирования (чего не было у Тургенева), имело большое общественно-воспитательное и литературное значение.

Среди произведений Помяловского важное место занимают «Очерки бурсы», построенные во многом на автобиографическом материале. В замечательных по силе и художественной выразительности очерках созданы колоритные образы бурсаков и их учителей, раскрыт мир застоя и косности, господствовавших в духовных училищах. Значение «Очерков бурсы» велико не только в плане чисто познавательном. Помяловский создал произведение, полемически противопоставленное воспоминаниям о детстве писателей-дворян. Никаких добрых чувств и светлых воспоминаний нет в его очерках, только злость и горечь звучат там при мысли о духовно искалеченных людях, о загубленных детстве и юности.

В «Очерках бурсы» нет единого последовательно развивающегося сюжета, нет и главного действующего лица. Отдельные зарисовки, блестяще построенные диалоги, сценки, бытовые подробности создают в общей сложности цельную и выразительную картину, производящую сильное впечатление на читателей пак раз отсутствием внешней литературной «гладкости».


Страница: [ 1 ]  2  






© Школьные сочинения по литературе      
Hosted by uCoz