"Художественное своеобразие одного из произведений А.Платонова. (4)"
Страница: [ 1 ] 2
Андрей Платонович Климентов (Платонов) родился 1 сентября в Воронеже. Как старший в многодетной семье, начинает работать: помощником машиниста, литейщиком на трубном заводе, в паровозоремонтных мастерских. «Я жил и томился, потому что жизнь сразу превратила меня из ребенка во взрослого человека, лишая юности. До революции я был мальчиком, а после нее уже некогда быть юношей, некогда расти, надо сразу нахмуриться и биться...» - признавался позже Платонов. И доброжелатели, и хулители писателя еще в 20 – 30-е годы говорили о его странных героях, неожиданных, оборванных
финалах, о невозможности изложить произведение ни на основе логики событий, отраженных в нем, ни опираясь на логику его героев. Эти особенности поражают и нас, современных читателей. Однако даже у самых яростных обличителей Платонова прорывалось восхищение мощным художественным даром писателя – плотностью повествования, универсальностью обобщения на уровне одной фразы текста, колоссальной свободой в языковой стихии русского языка. Не скрывалось и удивление перед той формулой духовного состояния, что утверждал писатель на любом
материале жизни, к которому обращался. Художественный мир Андрея Платоновича насыщен чувствами самого высокого начала. Рассказы и сказки, созданные в 30 и
в 40-е годы, приближаются по форме к лирической миниатюре, одной из которых стал «Неизвестный цветок», созданный писателем в самом конце творческого пути. Эта сказка-быль – своеобразный итог жизни автора, последний совершенный мазок мастера.
Обратимся к началу сказки, где описывается жизнь цветка на пустыре. Вот две первые фразы: «Жил на свете маленький цветок. Никто не знал, что он есть на земле». В них уже звучит то чувство щемящего одиночества, которым насыщен эмоциональный мир героев Платонова, вечная тоска сиротливых душ, живущих на земле. Здесь значима каждая деталь, каждое слово. Читатель чувствует в описании грусть, печаль и тоску, нагнетаемую автором цепочкой обычных на первый взгляд слов : «маленький – никто – на земле».
Маленькое растение – на огромной земле. Эта развернутая антитеза рождает щемящее чувство жалости к одинокому живому существу.
Вспомним, что говорит девочке цветок в ответ на самый обычный вопрос: «Как тебя зовут?» - «Меня никто не зовет, я один живу». Грамматическое переосмысление формы неопределенно-личного предложения придает особую остроту чувству, возникающему у читателя.
Мир писателя – мир всеобщего сиротства и разобщенности. Одиноки люди, особенно дети, одиноки растения и животные. Но вот появляется девочка Даша, другие дети, помогающие цветку выжить. Отчего ей были так близки и понятны переживания
крошечного ростка? Ребенок особенно остро почувствовал сиротство растения, потому что и она сама была в тот момент в разлуке с матерью и ощущала себя одинокой и покинутой. Два бесприютных сердца тянутся друг к другу, находя один в другом
надежду и опору.
Почему автор именно детям предоставляет право изменить несовершенство мира? Вдумаемся в смысл фразы:«Вырастут и не погибнут прекрасные дети, самые лучшие, сияющие светом цветы, которых нигде нет».
Страница: [ 1 ] 2