"Платонов - художник-гуманист"
Страница: [ 1 ] 2 3 4 5
Феномен Андрея Платоновича Платонова приковывает к себе внимание современной критики, которая пытается его разгадать с переменным успехом. Творчество писателя с трудом поддается толкованию, давая повод прямо противоположным интерпретациям, всегда оставляя возможность нового подхода к нему. По-видимому, в прозе Платонова заложен мощный философский потенциал, вскрывающий тот или иной смысл по мере его актуализации в каждую новую эпоху.
В своем творчестве Платонов исследует результаты несостоявшейся попытки мгновенного социального переустройства общества, показывая уровень мифологизации сознания народа. Примечательно, что художник и сам был склонен верить в осуществление идеального мироустройства. Об этом свидетельствует в первую очередь его публицистика. Однако в его художественном творчестве, интуитивно сориентированном на народный идеал, остаются преимущественно лишь иронически трансформированные собственно авторские умозрительные построения.
Недоверие к собственному утопизму, сформированному философскими идеями русских космистов и поддержанному пролеткультовскими вселенскими прожектами, обозначилось уже в раннем творчестве писателя, проявившись в склонности Платонова к самоиронии. Высокий гуманизм художника рождал одновременно и веру в осуществление идеального мироустройства, и недоверие к его быстрому свершению, который мог быть обеспеченным только ценой огромных жертв. Умозрительные построения в творчестве писателя проверяются логикой народной жизни.
А. П. Платонов - писатель с трудной судьбой. Его жизнь пришлась на переломное время в истории России.
Платонов отразил в своих произведениях жизнь первых послереволюционных десятилетий с необычной полнотой и дальновидностью. В конце 20-х - начале 30-х годов им были созданы наиболее крупные вещи: роман \\"Чевенгур\\", бедняцкая хроника \\"Впрок\\", повести \\"Котлован\\", \\"Джан\\" и \\"Ювенильное море\\".
После яркого дебюта книги \\"Епифанские шлюзы\\" в 1927 году Платонов сразу же завоевал известность в литературных кругах. В 1928 году у него выходят уже две книги, он широко печатался в журналах, пока не вышли его сатирические рассказы \\"Государственный житель\\", \\"Усомнившийся человек\\", раскрывающие силу, подоплеку и перспективу бюрократизма в нашем обществе.
Роман \\"Чевенгур\\", по словам Горького, оказался неприемлемым для нашей цензуры, опубликованная в журнале \\"Красная новь\\" хроника \\"Впрок\\" была названа \\"клеветнической кулацкой вылазкой\\", \\"Котлован\\" и \\"Ювенильное море\\" остались неопубликованными. Официальная критика платоновских произведений, резкая даже для тех времен, была явно рассчитана на уничтожение Платонова как писателя. Это было связано с гневным отзывом самого Сталина по поводу рассказа Платонова \\"Усомнившийся Макар\\".
Единственное, что разрешалось печатать,- это критика.
Страница: [ 1 ] 2 3 4 5