"Гражданственность и народность лирики Н.А.Некрасова "
Страница: [ 1 ] 2
Я лиру
посвятил народу своему,
Не небесам
чужой отчизны –
Я песню
Родине слагал.
Понятие гражданственности определено Некрасовым уже в первых его произведениях. Так, в стихотворении \"Поэт и гражданин\" есть строки: \"Что такое гражданин? Отечества
достойный сын.\". Так Некрасов определяет свое понимание гражданственности, то есть
понимание важных задач, стоящих перед страной, и умение работать для их
осуществления. Гражданственная поэзия Некрасова определяет народность его произведений, потому что он, думая о судьбе своей Родины, не может не думать о
народе. Видно, что для Некрасова понятия гражданственности и народности слиты
воедино; защищать интересы крестьян и городской бедноты - значит быть отечества
достойным сыном. В стихотворении \"Элегия\" мы читаем: \"Я лиру посвятил народу своему\".
С позиции поэта-гражданина Некрасов делит своих героев на три группы: людей труда, \"заступников народных\" и угнетателей. Произведения, посвященные Белинскому, Добролюбову, Чернышевскому, восславляют подвиги этих людей во имя народного счастья. Некрасов постоянно подчеркивает, что путь восставших \"против угнетателей народа\" терпит, но сознает, что без жертв не могут быть достигнуты великие цели.
Будучи человеком свободолюбивых взглядов, Некрасов борется за народное счастье пером. Центральный герой его произведений -народ. Поэт изображает его полно и широко, обрисовывая не только картины крестьянской жизни, но и жизнь городской бедноты. Одним из произведений подлинной гражданственности и народности является
стихотворение \"Размышления у парадного подъезда\". Обычное для
Руси происшествие у подъезда богатого вельможи вызывает в поэте массу горестных
мыслей. Он думает о рабской покорности крестьян своей доле, о купающемся чиновнике,
который не любит \"оборванной черни\", о судьбе всего своего народа. В конце
стихотворения ставится вопрос: \"Ты проснешься ль, исполненный сил? Ответ
на эти сомнения Некрасов ищет в самом народе. Такие произведения поэта, как \"Школьник\", \"Железная дорога\" и поэма \"Кому на Руси жить хорошо?\", служат продолжением этих раздумий. В стихотворении \"Школьник\" поэт передал гордость за свою страну, которая \"выводит из народа столько славных\", идущих \"к своей великой цели\", людей. Несколько другой подход к проблеме в стихотворении \"Железная
дорога\". Оно построено в виде спора с \"утеснителем народа\".
Особое значение здесь принимает тема воспитания. Лирический герой сатирически описывает Ване купца, прямого угнетателя народа, спорит с генералом, презирающим \"чернь\".
Главная мысль стихотворения раскрывает частную гражданскую позицию Некрасова: народ - лучшая часть нации, он сам \"грудью проложит дорогу себе\".
В подтверждение этой мысли поэт показал образы мужиков -правдоискателей в поэме \"Кому на Руси жить хорошо?\".
Страница: [ 1 ] 2