Школьные сочинения по литературе




Статистика

Всего авторов - 394
Всего произведений - 2114
Всего сочинений - 12553


> Главная Сочинение "Детская проза Александра Неверова"

"Детская проза Александра Неверова"

Неверов - все сочинения

Страница: [ 1 ]  2  

Одним из зачинателей русской литературы, и в частности литературы детской, был А. Неверов (псевдоним Александра Сергеевича Скобелева, 1886—1923). Цикл его коротких рассказов был оформлен в 1923 году; печатались они в журналах «Крестьянка» и «Работница». Разрабатывая темы, необходимые для новой литературы, Неверов продолжал традиции лучших произведений классики.

В рассказе «Санька Храбрый» (впервые напечатан в журнале «Работница», 1923) речь идет о двух мальчиках, которые отправились в лес. Санька расхвастался, что не боится волков («не маленький»), но когда Сережка шутя крикнул: «Волк!» — Санька так и присел со стоном: «Мама!» Умело отточенная композиция, живой диалог, раскрывающий характеры мальчиков, создали предпосылки долгой жизни рассказа. Едва ли не первым А. Неверов начал разработку ленинской темы в литературе. В 1921—1922 годах писатель совершил двухмесячную поездку в Ташкент за хлебом, чтобы обеспечить семью. Во время этой долгой поездки пришлось А. Неверову наблюдать тяжелые картины голода, многое пережить самому. Результатом поездки за хлебом явились произведения так называемого «голодного цикла», и среди них повесть «Ташкент—город хлебный» (1923).

Главным героем ее является подросток Мишка Додонов, В семье кроме него двое младших братьев и мать. Братья — «маленький народ, никудышный». Матери трудно одной вести хозяйство, она часто болеет. И «самым надежным» человеком в семье оказался Мишка: ему пришлось отправиться за хлебом в далекие, богатые, по слухам, места. Вместе с ним поехал Сережка Карпухин, который был годом моложе. Казалось бы, перед читателем традиционная пара детей, из которых один старше, находчивее, опытнее, а другой моложе, слабее, беспомощнее, как было в книгах Ф. Гернет, Л. Чарской и др. В повести все оказывается более глубоким, жизненным и серьезным: нет мелочной опеки, оба мальчика учатся чему-то друг у друга, даже тогда, когда Мишка делится хлебом с товарищем или когда проверяет его выносливость, спрашивая, сколько дней Сережа может «протерпеть» без еды и без воды. Мишка не нянчится со своим другом, хотя начинает чувствовать ответственность за него, не сюсюкает с ним, он просто и сурово говорит, что выдержит без воды не один день, как Сережа, а «день да еще полдня».

В повести показаны трудности, которые Мишке пришлось преодолеть в поисках хлебных мест: Сережа заболел тифом и умер в больнице; Мишка остался совсем один среди незнакомых людей; украли его мешок, он отстал от поезда. Однако описание трудностей не подавляет основного настроя этой удивительной, «солнечной» по замыслу автора книги. В повести показаны несгибаемость и оптимизм героев в стремлении к счастью, к светлой жизни. Побеждают детство, мальчишеская вера в «чудных людей», которые, оказывается, есть на самом деле. Победила доброта человеческая, пустившая корни в ожесточившееся было сердце мальчика, вызвавшая ответное чувство доброты, стремление поделиться всем, что есть. Машинисту «товарищу Кондратьеву», который отдал ему свой хлеб, дарит Мишка тщательно хранимый «большой деревенский ножик с дырочкой на рукоятке».


Страница: [ 1 ]  2  






© Школьные сочинения по литературе      
Hosted by uCoz