"Интерпретация стихотворения В. Набоковa"
Страница: [ 1 ] 2 3
В. Набоков – выдающаяся личность в истории русской культуры. Он замечательный мастер слова, но с другой стороны писатель сложный и противоречивый. Набоков воспринимал действительность по - особенному, умел улавливать то, что открывается только вдумчивому и творческому человеку. Вот как сам писатель воспринимал творчество: « То, что у нас зовется искусством, в сущности, не что иное, как живописная правда жизни, нужно уметь ее улавливать, вот и все ». Набоков видел цель своего творчества в создании произведений, наполненных глубочайшим смыслом, произведений, в которые он вкладывал весь свой жизненный опыт, мудрость. Набоков – тонкий психолог, рассуждавший о таких вечных темах, как память, любовь и уважение к человеку, природе, родному русскому языку…
Именно этому посвящено его стихотворение « Молитва ». Это очень непростое и своеобразное произведение, наполненное глубоким смыслом. Что такое молитва? Почему Набоков именно название выбирает для своего стихотворения? Молитва – это обращение к Богу, мольба о помощи. Именно к Всевышнему обращены все просьбы и надежды людей, вышедших на крестный ход, изображенный в произведении Набокова:
Пыланье свеч то выявит морщины,
То по белку блестящему скользнет.
В звездах шумят древесные вершины,
И замирает крестный ход.
Для тех, кто совершает этот крестный ход, кто молится о спасении собственных душ и родной земли, Русь – самое святое, Русь, ее богатства – вот, что наполняет души верующих людей. В стихотворении поэт создает собирательный образ народа. Мы не слышим голос одного человека, а лишь « пасхальный вопль скитальцев», вышедших на крестный ход.
Это ожидание чего? Поэтический текст нам не дает ответа, а лишь усиливает смятение через сбой ритма (системное чередование ямба нарушает спондей: « Со мной ждет ночь темно-голубая») Приоткрывает смысл ожидания повтор в финале третьей строфы, где анжамбеманом (!) вводится предчувствие «невидимого полета» родной речи:
… но чую
ее невидимый полет
Действие, происходящее ночью или поздно вечером, сопрягается в сознании с чем – то возвышенным и неизведанным, поэтому сияние звезд в ночи, пыланье свеч в темноте рождают особое восприятие мира, в котором капли воска превращаются в жемчужины:
Пылай, свеча, и трепетные пальцы
Жемчужинами воска ороси.
Эта метафора, соединенная с императивом «ороси», не случайно возникает здесь, ведь жемчуг издревле олицетворяет собой слезы.
Поэт Набоков в «Молитве» оплакивает судьбу русского языка, «искромсанного» и «искаженного», потому что именно в этой искромканности и искаженности отражена судьба его народа. Поэт не только сожалеет о судьбе родной речи, но и верит в то, что русская культура возродится, воскреснет, вновь обретет силу ( « …но чую ее невидимый полет» ). Он живет мольбами и надеждами на это:
Ты станешь вновь, как воды, полногласной,
чистой, как на солнце меч
величавой, как волненье нивы…
Поэт преклоняется перед родной культурой.
Последнее семистишие противопоставлено трем предыдущим. Оно наполнено светом, в нем нет мрачных образов, а лишь блеск, чистота и величие живого языка.
Страница: [ 1 ] 2 3