"\"Устройство родного языка\""
Страница: [ 1 ] 2
Гуманитарная область занимает в творчестве Ломоносова значительное место. В ней имеет смысл выделить три основных элемента: языкознание, литературу и историю. Что касается языкознания, то его можно с полным правом рассматривать как одно из важнейших направлений научной деятельности Ломоносова. На это обстоятельство обратил в свое время внимание известный русский историк С. М. Соловьев. Он писал: \"Любимым занятием Ломоносова были естественные науки, но по силе своих дарований он не мог быть узким специалистом и, русский человек, с возбужденной в высшей степени мыслью, испытывал самое тяжкое чувство, чувствовал себя немым. И понятно, почему высокодаровитый русский человек, естествоиспытатель чувствует обязанность, потребность заняться устройством родного языка, без чего успех русских людей в науках был невозможен\".
Занятия \"устройством родного языка\" Ломоносов продолжал всю жизнь. Начав с разработки теории русского стихосложения (\"Письмо о правилах российского стихотворства\"), он обратился затем к утверждению основных начал русской литературной речи (\"Краткое руководство к риторике, на пользу любителей сладкоречия сочиненное\" и \"Краткое руководство к красноречию. Книга первая, в которой содержится риторика...\") и к нормативной деятельности в области русской грамматики (\"Российская грамматика\"). Чуть позже он разработал учение о трех стилях русского литературного языка (\"Предисловие о пользе книг церковных\").
Практической работой по \"устройству родного языка\" была вся литературная деятельность ученого. В стихотворной практике им утверждались новые нормы стихосложения, более свойственные русскому языку. Призывая отказаться от распространившегося из Польши в XVII веке силлабического (слогового) стихосложения, Ломоносов не только теоретически, но и своей стихотворной практикой доказал жизненность тонического принципа, то есть правильного чередования в стихах ударных и неударных слогов; он ввел в употребление наряду с двухсложной трехсложную стопу и так называемую мужскую рифму. С тех пор силлабо-тоническое (то есть слогоударное) стихосложение стало основным в русской поэзии.
Поэтическая практика Ломоносова утверждала прежде всего \"высокий стиль\". Речь идет об одах, основной пафос которых связан с Отечеством и служением ему. \"Высоким стилем\" написаны многочисленные \"Слова...\" Ломоносова. Это в первую очередь панегирики его любимым героям — Петру Великому и Елизавете (которых он считал покровителями наук и просвещения), а также его научные доклады.
Ломоносов показал возможность использования и двух других — \"среднего\" и \"низкого\" — стилей. Он считал, что чистота стиля достигается прежде всего основательным знанием грамматики русского языка. Молодая, стремительно набиравшая силы Россия была двуязычной. Наряду с разговорным русским языком существовал церковно-славянский, игравший со времен Кирилла и Мефодия роль общего языка всех славянских народов.
Страница: [ 1 ] 2